![]() |
![]() |
![]() |
|
|||
|
Два естества (во Христе) соединилисьмежду собой без превращения и изменения,так что ни Божеское не лишилосьсвойственной Ему природы, ни человеческое— как не превратилось в Божеское естество,так и не перешло в небытие, равным образом ииз двух не составилось одного сложногоестества. Ибо сложное естество, сделавшисьиным, как сложенное из разных естеств, ужене может быть единосущным ни которому изтех естеств, из каких оно сложилось.Например, тело, сложенное из четырех стихий,не называется ни единосущным огню, ни огнем,ни воздухом, ни водою, ни землею, и неединосущно ни с какою из этих стихий.Поэтому, если Христос, после соединенияестеств, стал одного сложного естества, какполагают еретики, — то Он из простогоестества превратился в сложное и уже неединосущен ни Отцу, Коего естество просто,ни Матери, ибо Она не состояла из Божества ичеловечества. В таком случае и Христос необладал бы ни Божеством, ни человечествоми не мог бы называться ни Богом, ничеловеком, а только Христом, да и самое имя— Христос — согласно их мнению — былобы именем не Лица, а одного естества [1].
Мы же учим, что Христос — не из сложногоестества, и не так, что из разных естествпроизошло нечто иное, как, например, из душии тела — человек или из четырех стихий —тело, но Он состоит из разных естеств,остающихся теми же самыми. Мы исповедуем,что один и тот же (Христос) состоит из двухестеств — Божества и человечества, и в двухестествах, и что Он есть и именуется исовершенным Богом, и совершенным человеком.Имя же Христос мы принимаем за имя лицаи понимаем его не односторонне, но какобозначение двух естеств. Ибо Христоспомазал Сам Себя: как Бог, Он был помазующимтело Божеством Своим, как человек же, Он былпомазуемым; ибо Он есть и именуется исовершенным Богом, и совершеннымчеловечества служит Божество. А еслиХристос, будучи одного сложного естества,единосущен Отцу, то и Отец, в таком случае,был бы сложен (по Своему естеству) иединосущен с плотию, что — нелепо и полновсякого богохульства. |
![]() |
![]() |
|
|||
|
В отношении же к Господу нашему ИисусуХристу нельзя найти общий (с людьми) вид.Ибо и не было, и нет, и никогда не будетдругого Христа, Который состоял бы изБожества и человечества, Который поБожеству и человечеству — один и тот же —был бы и Богом совершенным, и человекомсовершенным. Поэтому о Господе нашемИисусе Христе нельзя сказать, что в Нем —одно естество, — то есть нельзя сказать,что как отдельная человеческая личностьсложена из души и тела, так же и Христоссложен из Божества и человечества. Ибоздесь берется личность, входящая в составрода, Христос же не есть такая личность,потому что для Него нет общего вида, подкоторый бы Его можно было подвести. Поэтомуи говорим, что во Христе произошлосоединение двух совершенных естеств —Божеского и человеческого — не по образусмешения или слияния, или примешивания,или растворения, — как говорилиотверженный Богом Диоскор, Евтихий и Севери их отлученные от Бога приверженцы. Равнымобразом оно не было соединением и двухразличных лиц, или соединениемотносительным: или по достоинству, или потождеству воли, или по равночестию, или поодноименности, или по благоволению, какговорили богоненавистный Несторий,Диодор, Феодор мопсуэстийский и демонскоеих сборище. Напротив, это соединениесовершилось по сочетанию, то есть вединстве ипостаси, непреложно, неслиянно,неизменно, нераздельно и неразлучно. И вдвух естествах, пребывающих совершенными,исповедуем одну ипостась Сына Божиявоплотившегося, признавая в Нем ту же самуюипостась Божества и человечества Его, иисповедуя, что оба естества остаются в Немцелыми по соединению. Мы не полагаем каждоеестество отдельно и порознь, но признаем ихвзаимно соединенными в одной сложнойипостаси. Мы признаем это соединениесущественным, то есть истинным, а невоображаемым. Существенным же считаем не втом смысле, что два естества составили односложное естество, но в том, что онисоединились между собой в одну сложнуюипостась Сына Божьего и сохранили своесущественное различие. Ибо созданноеосталось созданным, и не созданное — несозданным; смертное сохранилось смертным ибессмертное — бессмертным; описуемое —описуемым, неописуемое — неописуемым;видимое — видимым и невидимое — невидимым.«Одно блистает чудесами, а другоеподверглось оскорблениям» [3].
|
![]() |
![]() |
|
|||
|
Слово усвояет Себе человеческие свойства,ибо все, что принадлежит святой Его плоти,есть вместе и принадлежность Слова. Равнымобразом и Само Слово дает плотиучаствовать в Своих свойствах по способувзаимной передачи по причине взаимногопроникновения и ипостасного соединенияестеств и потому, что Один и Тот же совершали свойственное Богу, и свойственноечеловеку в том и другом образе (бытия) привзаимном общении того и другого (естества).Поэтому и говорится, что Господь славы,был распят (1 Кор. 2, 8), хотя и не страдалоБожеское Его естество; и обратно о СынеЧеловеческом исповедуется, что Он дострадания был на небе, — как сказал СамГосподь. Ибо Тот же Самый, Господь славы поестеству и поистине соделался СыномЧеловеческим, то есть человеком, и мыпризнаем, что Ему принадлежат как чудеса,так и страдания, хотя чудеса Он творил поодному естеству, а страдания терпел Он жепо другому естеству. Ибо знаем, что как однав Нем ипостась, так и существенное различиеестеств сохраняется. Но как сохранилось быразличие, если бы не сохранилось то, чтоимеет различие между собой? Ибо различиебывает в том, что действительноразличается между собой. Мы говорим, что втом отношении, в каком различаются междусобой естества во Христе, то есть вотношении сущности, Христос соприкасаетсяс крайностями: по Божеству — с Отцом иДухом, по человечеству — с Матерью Своею ис прочими людьми. А в том отношении, в какомсоединены в Нем естества, Он, — говорим мы,различается и от Отца, и от Духа, и от МатериСвоей, и от остальных людей, ибо естестваЕго соединены ипостасно, имея одну сложнуюИпостась, по Коей Он различается как отОтца и от Духа, так и от Матери Своей и отнас.
|
![]() |
![]() |
| Powered by vBulletin® Version 3.8.6 Copyright ©2000 - 2011, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot |