![]() |
|
|||||||
![]() |
|
|
|
Опции темы | Опции просмотра |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
||||
|
"По мере своего становления в российской действительности протестантизм пополнялся представителями менее активных социумов (преимущественно, крестьянами и ремесленниками). Таким образом, евангельские верующие в России – по крайней мере в дореволюционное время – были полисоциальны. Можно утверждать, что социальный состав в российском протестантизме, в целом, тогда отличался относительной сбалансированностью. Несомненно, что верующая интеллигенция оказывала мощное влияние на отечественных протестантов, особенно в плане культивации сознательной веры в Иисуса Христа как единственного и личного Спасителя, а также общественно-экономической и общекультурной активности." (там же).
|
![]() |
![]() |
|
||||
|
"В канун революционных потрясений евангельские верующие из числа интеллектуалов или ориентированных на них дрейфовали в сторону умеренно-либерального или умеренно-консервативного устройства России, тогда как крестьяне из числа штундо-баптистов имели пробольшевистскую, лево-эсеровскую или даже анархистскую ориентацию, то есть были настроены радикально-революционно. В документах IV миссионерского съезда в Киеве (1908 г.) отмечалось: «Штундисты… очень небезучастными оказались и по отношению к освободительному движению. Выступали они и в рядах революционеров, были и среди бунтовавших матросов в Севастополе и Кронштадте, играли видные роли на различных митингах… В общественно-политическом отношении штундизм имеет громадное значение, пользуясь в пропаганде своей социал-демократическим учением»." (там же с. 90)
|
![]() |
![]() |
|
||||
|
"Таким образом, произошел синтез социальных маргиналов (штундо-баптистов из числа крестьян-аутсайдеров батрацкого пошиба) с аутсайдерами политическими (большевиками, левыми эсерами, анархистами). Оказавшись в октябре 1917 года у кормила государственной власти, аутсайдеры-большевики нашли вполне естественных союзников в лице самых разномастых социальных аутсайдеров, включая люмпенизированную часть отечественных протестантов, которую именовали «сектантами». Использовать всерьез сектантский фактор В.И. Ленин предполагал, еще только обдумывая перспективу революционного переворота в стране. Известно, что в 1890 году он общался со штундистами." (там же).
|
![]() |
![]() |
|
||||
|
"По словам своего соратника В.Д. Бонч-Бруевича, В.И. Ленин всегда интересовался их взглядами, зафиксированными в безграмотных «рукописях»: «Как-то раз… он сказал: «Как это интересно. Ведь это создал простой народ. Ведь вот наши приват-доценты написали пропасть бездарных статей о всякой философской дребедени… Вот эти рукописи, созданные самим народом, имеют во сто раз большее значение, чем все их писания». * *Коммунистическая верхушка, внедряя в отечественную почву безбожную и античеловечную утопию, «всегда остро ощущала чуждость русской культуры своим идеям, отсюда – лозунг «организованного упрощения» и «понижения» культуры, с которым выступали видные *идеологи большевиков Н.И.Бухарин, А.К.Гастев, М.Ю.Левидов и др.» Эти же «идеологи не остановились, а разработали теорию о моральном превосходстве физического труда над умственным»" (там же с. 91).
|
![]() |
![]() |
|
||||
|
"Именно поэтому маргинальная часть российских протестантов открыто поддержала большевиков, как в годы «военного коммунизма» (красного террора), так и в период НЭПа. 15 ноября 1921 года газета «Известия» писала: «Идея о пользе сотрудничества сектантов с коммунистами-большевиками в деле насаждения коммунизма… получила… официальное признание. …Самые большие препятствия коммунисты встречают в настоящее время со стороны мелко-буржуазной стихии, состоящей из миллионной массы крестьян… Масса сектантства… с успехом может бороться с мелко-буржуазной стихией, побеждая ее тлетворный дух… животворящим духом коммунизма»" (там же с. 92).
|
![]() |
![]() |
|
||||
|
"Управляющий делами Совнаркома В.Д. Бонч-Бруевич констатировал: «И Наркомюст, и НКВД, и НК РКИ признали в громадных сектантских массах… наличность элементов, которые нам содружествуют». Популярный большевистский деятель А.И. Рыков говорил на этот счет следующее: «Сектантство наше в высшей степени разнообразно. Мы знаем, что на почве религиозного движения имели место и революционные движения… Мы знаем сектантское движение, которое в период революционный иногда сотрудничало с нами…»" (с. 93)
|
![]() |
![]() |
|
||||
|
"Испытывая – пусть и чисто тактические – симпатии к социально близким протестантам-маргиналам, большевики в течение 70 с лишним лет целенаправленно проводили дезинтеллектуализацию протестантских общин. В 20-30-е годы коммунисты почти полностью физически уничтожили нашу интеллигенцию (включая, научно-техническую, служилую, рабочую, крестьянскую и предпринимательскую)*. Вплоть до перестройки ими практиковалась открытая или закамуфлированная дискриминация верующих в области высшего образования (за веру исключали из ВУЗов или в ВУЗы не принимали). Таким образом, «ленинцы» превращали нас в «темных и необразованных», то есть в… маргиналов. Им была страшна наша осознанная вера, наше воздействие на духовно-нравственное состояние общества. Поэтому на атеистических лекциях публике вдалбливалось, что верующие «несознательные», что они-де изначально против достижений науки, искусства и образования". (с. 94)
|
![]() |
![]() |
|
||||
|
"Заметим, что большевистская политика дезинтеллектуализации принесла свои вредоносные плоды практически во всех протестантских деноминациях России. «Это как раз и подтверждается присутствием в наших общинах пасторов, считающих (как и гонители-большевики – вот ведь парадокс!), что христианство и культура несовместимы». Помимо этого, коммунистам удалось создать феномен – пусть и гонимого – но исключительно рабоче-крестьянского протестантизма, в котором интеллигенция до сих пор составляет тончайшую «прослойку». Этот протестантизм слаб уже хотя бы потому, что он социально несбалансирован. Например, в целом, в протестантской среде в России свыше 80% рабочих и крестьян. Причем, свыше 80% это – женщины, 75% - люди пенсионного возраста. Разумеется, в разных протестантских деноминациях эти соотношения – разные. Например, в евангелическо-лютеранских общинах творческая и научно-техническая интеллигенция составляет 55%, но там есть дрейф в сторону этно-культурного христианства" (с. 94).
|
![]() |
![]() |
|
||||
|
"Увы, зачастую лидеры некоторых протестантских деноминаций еще с советских времен практикуют культ «великого простеца», а христианская миссия сориентирована, прежде всего, на социальных аутсайдеров – осужденных и бомжей. Миссия социально запущенным людям, сама по себе, важна, однако она превалирует над миссией интеллигенции, предпринимателям и вообще общественно активным и востребованным социумам. Как отмечает, современный российский философ и культуролог Г.С. Померанц: «Думать о Боге трудно, и на место Бога становится идол народа…" Но, как подчеркивает тот же Г.С. Померанц, «То, что у нас обычно называют народом, совсем не народ, а мещанство. Это мещанство хочет называть себя народом, подчинить себе интеллигенцию, заставить ее относиться к себе как к норме или образцу…» При этом мещанство не воспринимает выдающихся достижений и выдающихся носителей подлинной народной духовности. Оно маргинально и воинственно. Печально, что российский протестантизм сейчас буквально пропитан им" (с.95).
|
| Powered by vBulletin® Version 3.8.6 Copyright ©2000 - 2011, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot |