![]() |
|
![]() |
|
Опции темы | Опции просмотра |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
||||
![]()
Св. Августин пошел еще дальше. В одном из своих замечаний вадрес Пелагия он согласился с ним в том, что на Деву Марию не распространяетсяфактический грех (но не первородный грех). Он хотел сделать для нее исключениетолько из всеобщей греховности человечества, но не более того.
В его учении говорится о безгрешном рождении и жизни ДевыМарии, но не об ее непорочном зачатии. Несомненно, что он, как Бернар Клервоский и Фома Аквинский,имел ввиду sanctificato in utero, подобно тому, о чем говорил Иеремия (1:5) иИоанн Креститель (Лк.1:15), обладавшие даром пророчества, т.е. то, что ДеваМария была в еще более высокой степени освящена особой работой Святого Духа досвоего рождения и была приготовлена к тому, чтобы стать непорочным сосудом длябожественного Логоса. Рассуждения св. Августина, протянувшие нить от святостиХриста к святости Его Матери, явились важным поворотным моментом к дальнейшимсобытиям. |
![]() |
![]() |
|
||||
![]()
Они вели к доктрине непорочного зачатия, и в то же время к идеебезгрешности самой Девы Марии и далее к началу человечества, к другой, новой,Еве, которая никогда не грешила.
Оппонент св. Августина Пелагий с его монашеско-аскетическойидеей святости и поверхностной доктриной греховности, даже превзошел св.Августина в этом вопросе, наделив Деву Марию абсолютной безгрешностью. Но следует помнить, что Пелагий отрицал первородный грех у всехлюдей, и что помимо Девы Марии он делал исключение из фактическойгреховности для таких ветхозаветных святых, как Авель, Енох, Авраам, Исаак,Мельхиседек, Самуил, Илия и Даниил, считая, что слово «все» в Рим. 5:12 означаетбольшинство людей. Такая точка зрения ослабляет ту особую честь в вопросебезгрешности, которую он даровал Матери Господа. |
![]() |
![]() |
|
||||
![]()
Совершеннейший союз божественной и человеческой природыИисуса, по-видимому, требовал, чтобы Дева Мария в некотором смысле называласьбы Богородицей, поскольку рожденное ею Дитя было не просто человеком ИисусомХристом.
Церковь, разумеется, тем самым не утверждала, что Дева Мариябыла Матерью несотворенной божественной субстанции (ибо это было бы явноабсурдным и кощунственным утверждением), и что она сама была божественной.Церковь лишь утверждала, что Дева Мария была человеческим фактором илитаинственным средством прихода вечного, божественного Логоса. |
![]() |
![]() |
|
||||
![]()
По этому поводу разгорелся бурный спор между Несторием иалександрийским епископом Кириллом, который закончился осуждением несторианствав 431 году в Эфесе.
С тех пор выражение «Богородица» стало пробным камнемортодоксальной христологии; его неприятие было вернейшим признаком всякойереси. Ниспровержение несторианства одновременно означало и победу сторонниковкульта поклонения Деве Марии. Почитание Матери обеспечивалось почитанием Сына. Оппоненты Нестория, особенно Прокл, его преемник наКонстантинопольской кафедре (умер в 447 году), и Кирилл Александрийский (умер в444 году) с трудом могли найти достаточно выражений, чтобы выразитьтрансцендентальную славу Богородицы. Она была венцом девственности, нерушимым храмом Божиим,местом обитания Святой Троицы, раем второго Адама, мостом между Богом ичеловеком, средством воплощения Богочеловека, скипетром ортодоксальности. |
![]() |
![]() |
|
||||
![]()
Через нее прославляли Троицу и поклонялись Троице, изгонялидьявола и бесов, обращали народы в христианство, возносили падшие создания нанебеса. Весь народ был на стороне эфесского решения. Радость по этому поводувылилась в безграничное ликование с кострами, торжественными процессиями ииллюминацией. Казалось, что теперь поклонение Деве Марии, Богородице, Цариценебес установилось навсегда.
Однако вскоре возникла ответная реакция в пользу несторианства, иЦерковь сочла необходимым осудить крайнее проявление евтихианства илимонофизитства. |
![]() |
![]() |
|
||||
![]()
Перед Халкидонским Собором, состоявшимся в 451 году,ставилась задача дать определение элементу истины, присутствующему внесторианстве, т.е. двойственной природе в одном богочеловеческом лице — ИисусеХристе.
Тем не менее, выражение «Богородица» сохранилось, хотя оно ипроявилось со значительным монофизитским уклоном. |
![]() |
![]() |
|
||||
![]()
Так, еще Афанасий и учители александрийской школы никейскогопериода, которые довели единство божественной и человеческой природы во Христедо монофизитства, часто и без всяких колебаний использовали выражение«Богородица», а Григорий Назианзин даже говорил, что тот, кто отрицаетсправедливость этого выражения, не является верующим.
Для Нестория и представителей антиохийской школы, которыеявлялись приверженцами точки зрения, признающей различие двух природ во Христе,выражение «Богородица», наоборот, было неприемлемо; они усматривали в немотголосок языческой мифологии, а то и богохульство, т.е. хулу на вечного инеизменяемого Бога Отца, и предпочитали выражение «Христородица» (materChristi). |
![]() |
![]() |
|
||||
![]()
Перворо?дный (прародительский) грех — христианский богословский термин, означающий первый совершившийся на земле — прародителями Адамом и Евой — грех, последствия которого проявляются у всех живших или живущих на земле людей в силу наследования повреждённой человеческой природы.
|
Powered by vBulletin® Version 3.8.6 Copyright ©2000 - 2011, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot |