Эйсав, брат Яакова.
По еврейской традиции, Эйсав ассоциируется с западным христианством. Рассматривая родословие Эйсава, можно попробовать провести эту параллель.
Берешит(Бытие) 36 глава
«1 Вот родословие Исава, он же Едом.»
Насколько важна родословная Эйсава? Если она есть в Торе, значит, важна. В Торе нет второстепенных деталей, все в ней важно. Все, рождающееся от патриархов и кажущееся не задействованным в плане Божием, впоследствии обязательно сработает в нужное время в нужном месте, как заряд с часовым механизмом.
«2 Исав взял себе жен из дочерей Ханаанских: Аду, дочь Елона Хеттеянина, и Оливему, дочь Аны, сына Цивеона Евеянина,
3 и Васемафу, дочь Измаила, сестру Наваиофа.»
Мы видим связь Эйсава, через жен, с теми, кто не стал народом, отделенным для Бога, хотя очень близки были к этому. Тоже самое можно сказать о многих христианах, которые, хоть и засветились пред Господом, но так и не засияли, как звезды Божии.
«4 Ада родила Исаву Елифаза, Васемафа родила Рагуила,
5 Оливема родила Иеуса, Иеглома и Корея. Это сыновья Исава, родившиеся ему в земле Ханаанской.»
Как мы видим, Эйсав, оставил след свой в Эрец-Канаан.
«6 И взял Исав жен своих и сыновей своих, и дочерей своих, и всех людей дома своего, и стада свои, и весь скот свой, и все имение свое, которое он приобрел в земле Ханаанской, и пошел в [другую] землю от лица Иакова, брата своего,
7 ибо имение их было так велико, что они не могли жить вместе, и земля странствования их не вмещала их, по множеству стад их.»
Эйсав, на самом деле, не мог видеть благосостояние своего брата, потому что думал, что только у него, Эйсава, есть такие благословения. Также в нашей жизни бывает, что люди, которые были нашими родными и близкими, узнав о том, что мы верим в Бога, дистанцировались от нас. И как только разговор заходит о Господе, эти люди тут же начинают нервничать и куда-то спешить, только не говорить с нами на эту тему. Посмотрите на католиков, которые отказались от главенства Израиля в своей жизни, полагая, что Бог оставил своего родного сына и решил заняться воспитанием приемного. Католики сделали все, для того, чтоб еврейство удалилось из их календарей и праздников. Да и все гонения на евреев исходили из ненависти католиков к Израилю.
«8 И поселился Исав на горе Сеир, Исав, он же Едом.
9 И вот родословие Исава, отца Идумеев, на горе Сеир.
10 Вот имена сынов Исава: Елифаз, сын Ады, жены Исавовой, и Рагуил, сын Васемафы, жены Исавовой.
11 У Елифаза были сыновья: Феман, Омар, Цефо, Гафам и Кеназ.
12 Фамна же была наложница Елифаза, сына Исавова, и родила Елифазу Амалика. Вот сыновья Ады, жены Исавовой.
13 И вот сыновья Рагуила: Нахаф и Зерах, Шамма и Миза. Это сыновья Васемафы, жены Исавовой.
14 И сии были сыновья Оливемы, дочери Аны, сына Цивеонова, жены Исавовой: она родила Исаву Иеуса, Иеглома и Корея.»
Сеир, переводится как «шершавый». Это может объяснить характер Эйсава. Но заметьте, что не все горы являются символом восхождения к Богу. Но если и происходит восхождение на Сеир, то оно корявое и невнятное, извилистое и шероховатое. Рассмотрите себя, на какую вы гору взбираетесь к Богу? Откуда вы молитесь к Господу?
«15 Вот старейшины сынов Исавовых. Сыновья Елифаза, первенца Исавова: старейшина Феман, старейшина Омар, старейшина Цефо, старейшина Кеназ,
16 старейшина Корей, старейшина Гафам, старейшина Амалик. Сии старейшины Елифазовы в земле Едома; сии сыновья Ады.
17 Сии сыновья Рагуила, сына Исавова: старейшина Нахаф, старейшина Зерах, старейшина Шамма, старейшина Миза. Сии старейшины Рагуиловы в земле Едома; сии сыновья Васемафы, жены Исавовой.
18 Сии сыновья Оливемы, жены Исавовой: старейшина Иеус, старейшина Иеглом, старейшина Корей. Сии старейшины Оливемы, дочери Аны, жены Исавовой.
19 Вот сыновья Исава, и вот старейшины их. Это Едом.»
Одно короткое замечание. Сыновья и старейшины Эйсава – это Эдом. Так и в нашей жизни: все наши мысли, желания, дела и возможности – это мы духовно.
«20 Сии сыновья Сеира Хорреянина, жившие в земле той: Лотан, Шовал, Цивеон, Ана,
21 Дишон, Эцер и Дишан. Сии старейшины Хорреев, сынов Сеира, в земле Едома.
22 Сыновья Лотана были: Хори и Геман; а сестра у Лотана: Фамна.
23 Сии сыновья Шовала: Алван, Манахаф, Эвал, Шефо и Онам.
24 Сии сыновья Цивеона: Аиа и Ана. Это тот Ана, который нашел теплые воды в пустыне, когда пас ослов Цивеона, отца своего.
25 Сии дети Аны: Дишон и Оливема, дочь Аны.
26 Сии сыновья Дишона: Хемдан, Эшбан, Ифран и Херан.
27 Сии сыновья Эцера: Билган, Зааван, и Акан.
28 Сии сыновья Дишана: Уц и Аран.
29 Сии старейшины Хорреев: старейшина Лотан, старейшина Шовал, старейшина Цивеон, старейшина Ана,
30 старейшина Дишон, старейшина Эцер, старейшина Дишан. Вот старейшины Хорреев, по старшинствам их в земле Сеир.»
Тора описывает даже Хори, народ, живший на горе Сеир. Значит это важно, если они описываются. Надо научиться понимать, что в Торе нет ничего случайного или второстепенного. Хори – это те, кто смешался с Эйсавом и пустил ростки его заблуждений.
«31 Вот цари, царствовавшие в земле Едома, прежде царствования царей у сынов Израилевых:
32 царствовал в Едоме Бела, сын Веоров, а имя городу его Дингава.
33 И умер Бела, и воцарился по нем Иовав, сын Зераха, из Восоры.
34 Умер Иовав, и воцарился по нем Хушам, из земли Феманитян.
35 И умер Хушам, и воцарился по нем Гадад, сын Бедадов, который поразил Мадианитян на поле Моава; имя городу его Авиф.
36 И умер Гадад, и воцарился по нем Самла из Масреки.
37 И умер Самла, и воцарился по нем Саул из Реховофа, что при реке.
38 И умер Саул, и воцарился по нем Баал-Ханан, сын Ахбора.
39 И умер Баал-Ханан, сын Ахбора, и воцарился по нем Гадар: имя городу его Пау; имя жене его Мегетавеель, дочь Матреды, сына Мезагава.»
Подмечено, что в земле Эдома цари появились прежде, чем в Израиле. То есть, подчеркивается способность потомков Эйсава, к более быстрому развитию. Тогда, когда человек не отягощен обязанностями, не связанными с его натурой и желаниями, то развитие происходит легко. Ведь для того, чтоб направить человека на то, что ему не свойственно, нужно время и особые усилия. Другими словами, в гору познаний воли Божией, идти трудно, но надежда дает силы, а спускаться с горы на санях, весело, но нет надежды на спасение от столкновения с землей.
«40 Сии имена старейшин Исавовых, по племенам их, по местам их, по именам их: старейшина Фимна, старейшина Алва, старейшина Иетеф,
41 старейшина Оливема, старейшина Эла, старейшина Пинон,
42 старейшина Кеназ, старейшина Феман, старейшина Мивцар,
43 старейшина Магдиил, старейшина Ирам. Вот старейшины Идумейские, по их селениям, в земле обладания их. Вот Исав, отец Идумеев.»
Недельная глава заканчивается тем, что подытоживает весь путь Эйсава. Другими словами, это всё, что есть Эйсав в Торе. Сказать, по большому счету о нем больше нечего, кроме того, что был такой Эйсав, прародитель Идумеев. Это как в пьесе «Ревизор», когда Добчинский и Бобчинский, не зная, что хорошего о себе могут сообщить царице, просят о том, чтоб сказали царице, что есть такие Добчинский и Бобчинский. Но это тоже очень важная деталь, что Бог не забывая никого, даже тех, кто не служил Ему, отмечает и помнит всех, кто косвенно касался Господа. Давайте не будем Эйсавом, который ушел от Яакова, не смирив себя до конца, продав свое первородство, потеряв благословение и не став опорой для служения ни Ицхаку, ни Яакову, ни себе.
Ортодоксальные евреи, считают западных христиан: католиков и протестантов Эйсавом. Я с этим согласен, глядя на то, как прогнил христианский пыл в этих народах, которые перешли к другому благовествованию. И та гора, на которой совершают свое служение католики – это папа Римский: некультяпистый и шершавый. Желаю, чтоб все, кто любит Бога, отказались от ложных учений и доктрин, представив свои тела в жертву живую, святую, угодную Богу.
Да облагодетельствует нас Господь наш Бог Духом Святым в Йешуа аМашиахе!
|