Цитата:
Сообщение от likG
Простак, Иисус Христос во мне, о чем я и свидетельствую. А кто не признает пришедшего Иисуса Христа в моей плоти тот, антихрист.
|
Хилиазм. Радикальный мистицизм ("иудейские мечтания")
Хилиазм (ciliasmoV - тысячелетие) - учение о наступлении на земле
чувственного тысячелетнего царства Христова. Надежды на близость второго
пришествия Христова для основания земного тысячелетнего царства не
только находили многих приверженцев среди верующих, но и разделялись
некоторыми из отцов и учителей церкви, которые, не признавая их
необходимою принадлежностью общего церковного сознания, держались их как
своего частного мнения, не противоречащего общему церковному вероучению.
Начало Хилиазма восходит к временам дохристианским. Большинство евреев видело
в обетованном Мессии не Искупителя от греха, проклятия и смерти, а
земного царя, который создаст свое царство на земле и предоставит силу и
власть еврейскому народу. Евреи, принявшие христианство, внесли такие
воззрения и в церковь, тем легче, что христиане, по слову Спасителя,
ожидали Его славного второго пришествия. Отцом и первым
распространителем грубого чувственного Х. является еретик апостольского
века
Керинф. Он учил, что, когда Христос устроит 1000-летнее царство
свое на земле, то восстановит Иерусалим в прежнем его блеске и величии и
снова введет исполнение всех предписаний и постановлений обрядового
закона Моисеева, со всеми ветхозаветными жертвами; счастье и блаженство
праведников будет состоять тогда во всевозможных чувственных радостях и
наслаждениях. В учении евионитов ожидания близкого наступления
1000-летнего царства Христова на земле занимают довольно почтенное место
и отличаются тем же грубым чувственным характером, как и хилиастические
воззрения Керинфа. Совершенно другого характера и направления Х.
христианский. Христианские отцы и учители представляют земное
1000-летнее царство Христово как состояние полнейшего райского
блаженства и совершенства, как невозмутимое сожительство со Христом всей
общины святых, в которой прекратятся все бедствия и все лишения,
уничтожится даже возможность ко греху и будет восстановлена полнейшая
гармония между человечеством и всею обновленною и прославленною
природою. Они смотрят на 1000-летнее царство Христово не как на
окончательное завершение царства Божия на земле, но как на нечто среднее
между настоящим нашим состоянием унижения и будущим состоянием
прославления. Их хилиастические надежды и ожидания внушены гонениями,
которые испытывала церковь того времени. Чем более умножалось число
мучеников, проливавших кровь за веру во Христа, тем сильнее и энергичнее
возбуждалась в сердцах верующих мысль, что их настоящее униженное и
бедственное состояние совершенно прекратится в недалеком будущем и что
они на той же самой земле, на которой претерпевали бедствия и несчастия,
будут царствовать со Христом и Его святыми. Приверженцы христианского Хилиазма
пытаются оправдать свои ожидания близкого наступления 1000-летнего
царства Христова ссылками на Библию, толкуя в прямом, буквальном смысле
еще не исполнившиеся, по их мнению, ветхозаветные обетования (Быт. XIII,
14-17; XV, 18; XXVII, 27-29, особенно же пророческие видения Исаии,
Иеремии, Иезекииля и Даниила), а также обетования самого Иисуса Христа
(Матф. XIX, 21; XXVI, 27-29; Лук. XIV, 12-14; XVIII, 29, 30) и многие
места из посланий апост. Павла. Главным основанием, на котором
христианские хилиасты пытаются утвердить свои представления, служит
Апокалипсис, ХХ-ая глава которого, по-видимому, особенно
благоприятствовала их страстным ожиданиям близкого наступления земного
1000-летнего царства Христова, Здесь, между прочим, говорится, что
сатана будет связан на "тысячу лет", что мученики за Христа оживут и
будут царствовать с Ним "тысячу лет". Хилиазм особенно был распространен во
II веке, в церквах малоазийских.