Самый ранний список новозаветных книг, полностью совпадающий с нынешним, приводится в 367 году Афанасием Александрийским в поздравительном письме церквям.
Вскоре после Афанасия список новозаветных канонических книг из 27 наименований приводится Иеронимом и Августином.
Поликарп (115 г.), Климент и другие авторы ссылаются на книги Ветхого Завета со словами „как сказано в этих Писаниях".
Иустин Мученик (100-165 гг.), в своей Первой Апологии пишет об эвхаристии следующее:
„И в день, называемый воскресеньем, собираются в одно место на собрание все, кто живёт в городах и сёлах, и читают там писания апостолов и пророков, сколько позволяет время. А когда чтец кончает, председатель собрания даёт свои наставления, приглашая слушателей подражать всей этой добродетели".
В Диалогах с Трифоном он цитирует Святое Писание со словами „ибо написано". Видимо, и ему, и Трифону ясно к чему относится слово „написано".
Ириней (180 г). О значении работ Иринея пишет Ф. К. Брюс:
„Важность свидетельств Иринея заключается в его связях с временем апостолов и с его экуменическими контактами. Ириней был воспитан в Малой Азии Поликарпом, учеником Иоанна. В 180 г. он стал епископом Лионским. Его труды свидетельствуют о включении в канон четырёхчастного Евангелия, Деяния Апостолов, Послания к Римлянам, 1 и 2 Посланий к Коринфянам, Послания к Галатам, 1 и 2 Посланий к Фессалоникийцам, 1 и 2 Посланий к Тимофею, Послания к Титу, 1 Послания Петра, 1 Послания Иоанна, а также Откровения Иоанна. В своём труде „Против ересей", III, 2, 8 он даёт ясно понять, что к 180 г. по Р.Х. четырёхчастное деление Евангелия стало настолько общепринятым среди христиан, что на него можно было ссылаться как установленный факт, столь же очевидный, неизбежный, и естественный, как четыре стороны света на компасе или четыре направления ветра".
Игнатий (50-115 г.) „Я не стремлюсь повелевать вам, как Пётр и Павел, ибо они были апостолы..."
Церковные Соборы. О них можно сказать примерно то же, что и в случае определения ветхозаветного канона (см. главу 3, совет в Иевнии).
Ф. Ф. Брюс пишет, что „когда наконец церковный собор — Гиппийский синод — в 393 г. перечислил 27 книг Нового Завета, он лишь подтвердил то влияние, которым эти книги уже пользовались, иными словами, констатировал их фактическое включение в канон. (Решение гиппийского синода было подтверждено четыре года спустя Третьим вселенским собором в Карфагене)".
С тех пор никто всерьёз не оспаривал каноничности 27 книг, включаемых в Новый Завет как католиками, так и протестантами.
Апокрифы Нового Завета
"...не храбрым-победа,...и не у разумных-богатство,...но время и случай для всех их."(Еккл.9:11)
|