Ответы о. Андрея Кураева на популярнейшие вопросы:-D
— Широко известно ветхозаветное разделение животных на чистых и нечистых. Чем оно мотивировано и сохраняется ли оно доныне?
о. Андрей Кураев:
— Если бы такой вопрос мне задал семинарист, то я сразу поставил бы ему два балла. Во-первых, дело в том, что само деление на чистых и нечистых, совершенно четко снимается в Деяниях Апостольских, в видении сотнику Корнилию и апостолу Петру, во-вторых, деление животных на чистых и нечистых в Ветхом Завете имело исключительно кулинарный характер. Когда я сегодня слышу от некоторых прихожан, что собака — нечистое животное, а кошка — чистое, я хочу спросить: „А как вы кошек готовите?“. Вопрос о том, к кому из животных можно прикасаться, а к кому нельзя, в Ветхом Завете нигде не ставится.
— Действительно, „особым вниманием“ многих прихожан пользуются собаки и именно с собаками связаны представления о „нечистом животном“. Говорят, что их грех держать в квартире, что от них чинится осквернение святыням. Насколько такое мнение оправдано?
о. Андрей Кураев:
— Это языческий предрассудок, очевидно североевропейский, и достаточно устойчивый. В свое время Церковь просто не стала с ним полемизировать и не проповедовала ни за, ни против него, но получилось так, что, хотя сегодня этот предрассудок в народе фактически исчез, усилия церковных людей поддерживают его. В Библии же об отношении святыни и собаки сказано совершенно ясно, в книге Товит в Ветхом Завете. Сюжет этой книги состоит в том, что Господь посылает юношу Товию в путь, и отец дает мальчику в сопровождение пса (Товит 5:17), а Господь дает ему для охраны ангела Рафаила. Надо заметить, что ангел собаки не боится. Так втроем они и путешествовали.
|