"Итак, быть искренним — значит говорить так, чтобы на твои слова можно было ответить. Честный дискурс позволяет ответ и продолжение разговора: он принимает свою незавершенность и приглашает к сотрудничеству. Он не стремится предписывать собеседнику ни тон, ни направление, ни даже словарь. Более того, он сам подвергает себя критическому рассмотрению, стремясь даже аксиомы свои сделать объяснимыми, — иными словами, ясно дает понять, что понимает и признает право собеседника не соглашаться и задавать вопросы. Искусство подобного дискурса — поистине скорее искусство, чем жизненная позиция. Оно задает рамки для беседы и понимания, поле для дискуссии и внутреннее пространство, позволяющее самому дискурсу в будущем изменяться и развиваться. Если же дискурс отвергает споры и развитие, если начинает навязывать свою точку зрения как нечто, не подлежащее сомнению, мы вправе предположить, что его аргументы не отвечают на поставленные вопросы, что говорящий стремится не обрести истину, а скрыть свою беспомощность или добиться власти — иными словами, что дискурс утратил искренность"
"Речь о Боге честна настолько, насколько произносится во имя Божье и, следовательно, повинуется Богу; поэтому мы и можем видеть, точно ли говорится о Боге, дающем миру людей этическое единство. Говорить о Боге — значит обращаться к Богу и открывать нашу речь для Божьей речи; говорить о Боге — значит говорить о тех, кто уже говорил с Богом, и затем начал создание человеческого сообщества, братства святых, не ограниченного ни временем, ни пространством. Только так можно говорить о вечном, не впадая в тиранию «точки зрения Абсолюта»
Каждый в меру своего понимания думает,что работает на себя,на свою идею, а в меру своего непонимания работает на того,кто знает и понимает больше
|