![]() |
|
История Протестантов на Руси.(только для чтения!)
Откуда протестанты на Руси
быть пошли? Первые протестанты появились на Руси в 20-х гг. XVI в., почти одновременно с реформационным движением в Европе. Со временем многие торговые гости и их потомки укоренились, приняв русское подданство. Таким образом, протестантизм стал превращаться из «иностранной» религии в вероисповедание коренных жителей России |
Правда о протестантах
— Разве у нас есть какая-то ещё Церковь, кроме нашей, Православной? — спросил * * однажды глава администрации одного небольшого города в Московской области после того, как...представился ему,из Xристианской Церкви. |
Подобные вопросы мы можем услышать довольно часто от самых разных людей. Всё дело в некой идейной установке, сложившейся в последнее время в нашей стране и популяризованной средствами массовой информации. Нас пытаются убедить, что Россия — исконно и поголовно православная страна и никакой другой религии россияне никогда не исповедовали. Сегодня слова русский и православный во многих умах — синонимы. Быть истинным патриотом России для большинства означает быть православным. Протестанты поэтому воспринимаются как некий чужеродный элемент, привнесённый с Запада в последние десять–пятнадцать лет, чтобы — ни больше ни меньше! — подорвать веру русскую, веру православную, а вместе с ней — о ужас! — и основы самого государства Российского.
|
А и правда, имеют ли российские протестанты право считать свою веру, как сами утверждают, традиционной наряду с православной, а себя самих — в связи с этим — полноценными россиянами? Ведь в нынешней атмосфере, едва гражданин России станет членом какой-либо протестантской церкви, он немедленно должен озаботиться вопросом: по-прежнему ли он полноправный хозяин в собственной стране или превратился в варяжского гостя? Да и вообще, не мешает ли протестанту в России его вера быть патриотом и заботиться о процветании своей страны? Если верить расхожему мнению, то очень даже мешает!
|
В поисках ответа на эти мучительные вопросы автор обратился к истории государства Российского — исследованиям видных отечественных учёных, сферой интересов которых была история протестантов в нашей стране. Заметим кстати, что исследования, на которые ссылается автор статьи, могут содержать интерпретации исторических фактов, отличные от общеизвестных. Однако это отнюдь не означает, что они неверны. Необходимо помнить, что историю порой представляют так, чтобы она соответствовала определённой идеологии, замалчивая те факты, которые не вписываются в прокрустово ложе общепринятых взглядов. Так что в данной статье читателя ждут удивительные открытия из истории Отечества, доселе малоизвестные, ибо скрывались от общественности. Но нет ничего тайного, что не стало бы явным.
|
Протестантизм приплыл на купеческом корабле
Первые протестанты появились на Руси в 20-х гг. XVI в., почти одновременно с реформационным движением в Европе. Вначале это были иностранцы, которые жили замкнутыми общинами и практически никакой миссионерской деятельности среди россиян не вели. Со временем многие торговые гости и их потомки укоренились, приняв русское подданство. Таким образом, протестантизм стал превращаться из «иностранной» религии в вероисповедание коренных жителей России. Самыми первыми протестантами были купцы-лютеране из северогерманских городов, главным образом, Гамбурга и Кёнигсберга, которые издавна имели торговые связи с Новгородом и Москвой. Лютеране прибывали в Россию также из Швеции, которая благодаря влиянию шведских проповедников церковной реформации Олафа и Лаврентия Петри и при поддержке принявшего протестантизм короля Густава Вазы одной из первых стран Северной Европы приняла протестантизм в качестве государственной религии. |
В 1524 г. между Россией и Швецией был заключён мирный договор, шведские купцы получили право основать в Великом Новгороде торговый дом и вести торговлю по всей России.
В 1553 г. английские купцы проложили торговый путь в Россию через Белое море и спустя два года создали Московскую (Русскую) торговую компанию, членам которой русский царь предоставил право свободного въезда и беспошлинной торговли по всей стране. Вслед за англичанами в 1565 г. пришли голландцы. В Холмогорах и Архангельске, где оседали купцы и корабелы, образовались англиканские и реформатские общины. В 1559 г. купцам Англо-Русской компании была дана царская грамота, которая позволяла им проводить протестантские богослужения в своей среде и запрещала российским властям принуждать их принимать православие2. В 1558–1581 гг. присоединённый к Московскому государству город Нарва стал крупным центром торговли с немцами, датчанами, англичанами, шотландцами, голландцами, словом, со всей протестантской Европой. |
После завоевания Москвой Казанского и Астраханского ханств купеческие караваны из Европы и стран Востока стали прибывать в Россию по Волге. Купцы-протестанты начали селиться в поволжских городах (Нижнем Новгороде, Казани) со второй половины XVI в.
|
Русские цари охотно приглашали к себе на службу иностранцев — врачей, архитекторов, других специалистов, многие из которых также исповедовали протестантизм. А вот Иван III начал приглашать в Москву католиков. Однако католические страны, боясь усиления Руси, препятствовали деловым связям своих выходцев с Москвой. Да и московиты их особенно не чтили. Боясь влияния Рима, Русская Православная церковь создавала католикам самый невыгодный имидж. Их прозвали «проклятыми латинами, папежниками». Особенно неуютно стало католикам в России после событий, связанных с заключением в 1439 г. Ферраро-Флорентийской унии между Константинополем и Римом. Константинополь нуждался в сильном союзнике в борьбе против турок, поэтому соглашение было заключено на условиях Рима, что Москва восприняла как отступление Константинополя от православия и агрессию Рима, который добивался религиозного господства на Востоке.
|
В результате возникла доктрина «Москва — третий Рим», выдвинутая в 1523 г. Филофеем, учёным монахом из псковского монастыря. Всё это заставляет московитов искать нужных государству специалистов в протестантских странах Европы. В последние годы правления великого князя Василия Ивановича в Москву прибыло из-за рубежа немало медиков, аптекарей, торговых людей, художников, ремесленников, которых у нас стали называть, независимо от национальности, «люторами» или «немцами». При Иване Грозном иностранных специалистов-протестантов стало ещё больше. В Москве они селились компактно, вначале на Варварке, вместе с семьями, прислугой и подмастерьями — также из протестантов. К этому времени общины протестантов образовались и в других русских городах — Владимире, Угличе, Костроме, Твери.
|
| Текущее время: 15:44. Часовой пояс GMT +4. |
|
Powered by vBulletin® Version 3.8.6
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot