![]() |
|
Национализм в Церкви
...вомзожно, начался в Греции после падения Византии. "Православный" и "грек" стали - на новых турецких территориях - почти синонимами.
Ранее, понятное дело, в многонациональной империи этог было невозможно. |
А. Тихон говорит
в Фильме Гибель Имп., что это вошло еще до падения Византии и было причиной падения (1ой из). |
Сейчас читаю "Исторический путь Православия" о. А. Шмемана, который зарождение церковного национализма описывает следующим образом.
1. В истории Православной Церкви эпоха турецкого ига отмечена, прежде всего, необычайным обострением религиозного национализма. Корни его, как мы уже знаем, уходят в самую сущность “византинизма” - абсолютизирования им идеи “священного государства”. Но идея эта рождалась и развивалась сначала под знаком римского универсализма. Рим обожествлял государство, но не нацию. Напротив, многоплеменная, многонациональная Империя мыслила себя именно как преодоление всех национальных ограничений, как “вселенную”, объединенную одним законом, одной властью, одной культурой, верой в одни и те же ценности, но в ней совершенно отсутствовал какой бы то ни было “расовый” момент, превознесение “плоти и крови”.... |
2. Первой брешью в этом универсализме было разделение самой Империи, закончившееся отпадением от нее ее западной части. Правда, власть Империи хотя и номинально, но признавалсь самими “варварами”, утвердившимися на западе, так что византийская теория оставалась непоколебленной. Но уже трагические последствия имело, как мы видели, столкновение с самим этим Западом, в эпоху крестовых походов. Византийский патриотизм, питавшийся доселе имперской универсальной мечтой, стал постепенно превращаться в национализм, то есть из чувства положительного, в отрицательный аффект: отрицание всего чужого, болезненно-страстное переживание “своего”. Особенно сильно это перерождение начинает чувствоваться в эпоху Никейского Царства (тринадцатый век), когда латиняне господствуют в священной столице Империи. Само Православие, которое в эпоху Отцов неизменно ощущалось как вселенская Истина, имеющая покорить все народы, стало переживаться, как греческая вера в противоположность “латинской”, западной.
|
Национализм есть воля к творческому расцвету моего народа — в земных делах и в небесных свершениях.
Национальное чувство есть любовь к историческому облику и к творческому акту своего народа. Национализм есть вера в его духовную и инстинктивную силу; вера в его духовное призвание. Национализм есть созерцание своего народа перед лицом Божиим, созерцание его истории, его души, его талантов, его недостатков, его духовной проблематики, его опасностей, его соблазнов и его достижений. Национализм есть система поступков, вытекающих из этой любви и веры, из этой воли и этого созерцания. Вот почему истинный национализм можно описать как духовный огонь, возводящий человека к жертвенному служению, а народ — к духовному расцвету. Это есть восторг от созерцания своего народа в плане Божием, в дарах Его Благодати. Национализм есть благодарение Богу за эти дары; но он есть и скорбь о своем народе, если народ оказывается не на высоте этих даров. (Иван Ильин) |
Истинный национализм открывает человеку глаза и на национальное своеобразие других народов: он учит не презирать другие народы, а чтить их духовные достижения и их национальное чувство, ибо и они причастны дарам Божиим, и они претворили их по-своему, как могли. Он учит еще, что интернационализм есть духовная болезнь и источник соблазнов; и что сверх-национализм доступен только настоящему националисту: ибо создать нечто прекрасное для всех народов может только тот, кто утвердился в творческом лоне своего народа. Истинное величие всегда почвенно. Подлинный гений всегда национален.
|
А. Тихон говорит в Фильме Гибель Имп.,
что это вошло еще до падения Византии и было причиной падения (1ой из). Понятно. Византия последние 200 лет был настолько микроскопической, что национализм уже мог начать действовать. Но полностью разыгрался уже при турках. Когда Патриарх получил светскую власть над христианами.Затем заработалаидея об особой богоизбранности греков. Усилилось огречевание иерархии не-греческих турецких территорий (Балканы), ликвидировалось богослужение на местных языках. Появились трения между разными нациями на Афоне. |
Можно красивыми словами говорить о национализме, но на практике он слишком часто оказывался раздирающим христианскую кафоличность идолом.
|
собственно, Деяния Апостольские и есть описание освобождения Церкви из национально-националистических уз.
|
мне мысли Ильина гораздо ближе.
надо держаться золотой середины, но больное сознание маргиналов доводит до крайностей. меня честно говоря ужастно раздражает, что русских планомерно везде шпыняют - геноцид чистой воды. теперь добрались и до церкви. Интересно кто нибудь обращал внимание на огромное кол-во язычников появившихся в последние лет 5-7? а это следствиенегласной "национальной" внутрицерковной политики. возможно вбелоруссии и на украине другие проблемы, но в Россииэто (потеря русскости в церкви)уже становиьтся проблемой. а когда священноначалие столкнется с тем, чторусской то молодежи и нетв церкви будет ужепоздно. получается, что РПЦ в крупных городах становиться церковью приезжих. кого только не встретиш и негров и таджиков. и т.д. пока мало, но пролцесс пошел уже Мы Русские с нами Бог |
| Текущее время: 05:54. Часовой пояс GMT +4. |
|
Powered by vBulletin® Version 3.8.6
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot