![]() |
Преображение Господне
1.Все три синоптических Евангелия содержат весьма сходные описания Преображения Господня (Мф.17,1;Мр.9,2;Лк. 9,28). Вскоре после того, как Спаситель открыл ученикам, что Ему надлежит много пострадать от иудеев, быть убиту и в третий день воскреснуть, Он возвел трех апостолов - Петра, Иакова и Иоанна на гору Фавор и преобразился перед ними: лицо Его просияло, как солнце, одежды сделались белы, как снег.Преображение Христово сопровождалось явлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии, которые говорили с Господом о Его близком отшествии. Изумление учеников достигло предела, когда всех осенило светлое облако, и из него послышался глас: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих; Того послушайте".
Святоотеческая мысль, углубляющаяся в священную тайну Преображения, видит его с трех сторон. Во-первых, чтО есть Преображение для Самого Христа, чтО нового раскрыл Он нам в Себе.Здесь самый сокровенный момент Преображения, и потому святые отцы избегают пространно рассуждать о нем. |
2.Рассуждать об этом невозможно, чтобы земными словами не исказить несказАнного. Во-вторых, рассматривается участие в Преображении святых пророков Моисея и Илии и апостолов Петра, Иакова и Иоанна; эта сторона события освещается гораздо подробнее. В-третьих, Преображение Христово есть неиссякаемый источник нравственного учения и духовного назидания.
Празднование ПреображенияГоспода Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств - человеческого и Божественного. Преображение есть явление Сына прои свидетельстве Отца в Духе Святом, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Для Спасителя Преображение состояло не в изменениии, не в каком-либо возрастании Его Божественной природы, обладавшей изначальной полнотой, но в явлении Его Божества в природе человеческой. У учеников, возведенных на Фавор, действием Божества открылись духовные очи, благодаря чему они оказались способны созерцать Божественный Свет. |
3.По мысли святого Григория Паламы, Фаворский Свет - это "Слава Божия" и "Царство Божие", в нем апостолам была открыта "тайна восьмого дня", тайна того светоносного "града",Нового Иерусалима, о котором свидетельствует Апокалипсис. "Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение нашего естества и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами", - говорит свт. Иоанн Златоуст.
Посвящения в тайну будущего века были удостоены лишь избранные из числа 12-ти апостолов,"столпы" апостольского лика (Гал.2,9),которые одни лишь были отмечены переменой имени, совершенной над ними Христом.Эти избранники вместе с пророками Моисеем и Илией олицетворяли на Фаворе всю Церковь - в этом экклезиологический смысл Преображения. |
4.В Евангельском повествовании Преображение имело еще одно значение: оно должно было при грядущем Голгофском уничижении Христа укрепить апостолов в их вере, дать им незыблемое свидетельство Божества Иисуса Христа и добровольности Его Крестных страданий и смерти. Об этом поется в кондаке Преображению: "Да егда Тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние".
Кроме того Преображение имеет отношение лично к каждому христианину: можем ли мы, имея ту же человеческую природу, что и апостолы, стать участниками Преображения, прикоснувшись к жизни будущего века, воспринять Фаворский Свет? В этом стремлении к озарению нетварным Светом и состоит духовный смысл нашей жизни. Образ этого стремления показал Сам Господь на Фаворе в Своей молитве. По свидетельству свт. Григория Паламы, имея в Себе от Себя Самого нетварный Свет, Спаситель не нуждался в молитве для осияния Своей плоти. |
5.Молился же Он, чтобы показать, что блистание происходит от молитвы, от соединения ума с Богом. Поэтому и христианину, желающему удостоится своего личного Фавора, надлежит постоянно упражняться в молитве и добродетели, отвращаясь от земных помыслов и устремляя свой ум, свою любовь к Богу. Вера в то, что эта цель достижима, что обОжение человеческой природы возможно - важнейший момент христианского учения о человеке.
ОбОжение есть условие, предварение спасения. Именно поэтому Преображение - залог Воскресения. Глубокий назидательный смысл Преображения содержится в отдельных его символах. Высота горы означает по блж. Феофилакту возвышенность духа над земными привязанностями, без чего созерцание небесного невозможно. Сама гора знаменует необходимость двух подвигов - богомыслия и труда, без чего невозможно взайти на высоту: богомыслие возносит ум вверх, труд же способствует смирению. Гора указывает также на уединение и безмолвие, благоприятствующие молитве. |
6.Многозначительно и само избрание Христом места, где свершилось Преображение, т.к. Фавор по-еврейски означает чертог чистоты и света. Возводя учеников именно на Фавор, Господь желал, чтобы из самого названия горы следовало, что принятие Божественного Света необходимо очищение покаянием.
Впервые церковные источники упоминают о празднике Преображения в начале 4в. |
Спасибо, Наташенька!
Так что же такое Преображение? Изслов св. Григория Паламы и Иоанна Златоуста следует, что Преображение имеет прежде всего смысл Откровения Господа Себя человеку, а не какое-то изменение, произошедшее в Самом Спасителе. Так? Это у апостолов очи открылись, а не Господь был одним, а стал другим? |
Верно, Бог не изменяется. На Фаворе впервые засиял перед людьми духовный свет Божественной природы Христа, до этого времени скрываемый под кровом Его человеческой природы. Своим преображением Господь зовет нас к изменению нашего внутреннего образа, поэтому открыл очи апостолам, а в их лице всем нам, чтобы мы стали свидетелями той славы, которая осияла Его на Фаворе, увидели, как может нетварный свет не удерживаясь в душе просиять в лице, изменяя даже одежду.
Знаменательно, что праздник Преображения приходится на период поста, время духовного очищения. |
Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь. (Малахия 3:6)
Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. (Иакова 1:17) Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. (Евреям 13:8) |
Спасибо, Артур. Вы меня опередили. :-) (F)
Олег, обоснуйте свою мысль, пожалуйста. |
Конечно, Господь в Библии действует: творит мир, воплощается, преображается, гибнет и воскресает... Означает ли это, что Бог меняется? По-моему нет. Сам Бог по Своей вечной природе неизменен, меняется лишь Его образ действий по отношению к миру.
|
когда Писание говорит он "неизменности", имеется в виду верность Самому Себе, как и в браке не положено изменять другому.но это не значит, что Бог не меняется, что не гневается, не раздражается, не прощает и не милует, что Он иногда сокрыт, а иногда - очевиден. Библия - об этом. философ бы сказал: "диалектика". (Катерина, где Вы?)
|
Сам Бог по Своей вечной природе неизменен
ну вот, я как раз об этом. откуда нам знать Его природу? отчего мы решили, что она "вечная"? |
А о том, что называется действием - Бог гневается (как отвержение зла), но не раздражается - это точно. раздражение - нечто страдательное и имеющее причиной другого... Бог же Сам первопричина и раздражения в нем нет...
|
проявлять себя по-разному и изменяться - одно и то же?
наверное. я в психологии не разбираюсь. и уж точно знаю, что к Нему она не приложима а при чем тут нетварность? |
а почему б Ему не скрываться или не раздражаться? пример с солнцем не подходит
Бог же Сам первопричина чур меня, чур, аристотелики! :-D |
ну вот, я как раз об этом. откуда нам знать Его природу?
"Итак, о всяком свойстве, приписываемом Богу, должно так думать, что оно не означает чего-либо существенного, но показывает или то, что Он не есть, или какое-либо отношение Его к тому, что от Него отлично, или что-либо сопровождающее Его природу, или - Его действие." (преп. Иоанн Дамаскин) |
а при чем тут нетварность?
да при том, что меняется - сотворенное, а нетварное - неизменно. что такое изменение? определите и поймете, что это не о Боге. |
Наталья, а Вам спасибо за тему (F) С удовольствием прочитал.
Как раз к Празднику читал о воззрениях свт. Григория Паламы у о. Иоанна Мейендорфа, который по нему докторскую защитил. |
а нетварное - неизменно. что такое изменение? определите и поймете, что это не о Боге
откуда Вы взяли что нетварное - неизменно? Вы собрались "определять" Бога? :-O |
Сущность Богавыше и изменяемости и неизменности. А действие Бога - это движение сущности.В святоотеческой литературе говорится о "подвижном покое", о "подвижной неподвижности Бога". Бог есть Начало, Середина и Конец всякого движения. Божественное действие - это нетварное и неизменное движение сущности Бога в неподвижных ипостасях...
|
Олег: Вы собрались "определять" Бога?
Я просила определить изменение, т.е. то, что имеет отношение к человеку. А Бога можно "определить" лишь в отрицательных понятиях, т.е. сказать лишь то, что Он не есть... и еще то, как он относится к миру и человеку... это я имела в виду. |
Олег, простите, но у Вас просто безграмотная апофатика.
Процитирую по теме о. Иоанна и откланиваюсь (S) "Поскольку Спаситель обладает нетварной божествен*ной природой, Он является также источником нетвар*ных энергий, а потому и свет Фаворский, который есть не что иное, как энергии Бога, также нетварен. Имен*но этот свет пронизывает Его тварную человеческую природу и делается доступным нам потому, что «бо*жественность», то есть нетварностъ, есть «качество», способное передаваться от одной природы к другой. В этом смысл традиционного понятия обожения: тварь, причащаясь Богу, обретает «божественность», стано*вится «нетварной», приобщается вечной жизни. Отсюда Палама переходит к вопросу о божествен*ной благодати. Благодать не есть нечто внешнее по от*ношению к Богу, она есть Сам Бог. В Воплощении Христа вследствие ипостасного единства человеческая природа обрела божественность и нетварность - сущую природу Бога. Пребывая во Христе, мы тоже обретаем нетварную природу по благодати." |
откуда Вы взяли что нетварное - неизменно?
Действие и изменение - не синонимичны. Изменение, по святоотеческим определениям, имеет отношение к страданию и страсти... В Боге этого нет:"Родовое же, или общее определение страдания таково: страдание есть движение в одном предмете, производимое другим предметом. В противоположность этому действие есть деятельное движение. Деятельным называют то, что движется собственными силами" "Действовать значит в самом себе иметь причину действия; страдать же значит иметь причину страдания и в себе, и в другом; например, творец и творимое.Тот, кто творит, в самом себе имеет причину творения; творимое же в творце имеет причину творения, в самом же себе - способность восприятия страдания... " |
...Под творцом в данном случае мы имеем в виду ремесленника, например, плотника; под творимым же - тот материал, с которым имеет дело ремесленник, например, дерево, ибо оно подлежит (обработке) плотника."
"И в другом отношении действие называется страданием: именно действие есть движение, согласное с природою, страдание же - действие, противное природе. В этом смысле действие называется страданием, когда предмет движется несообразно с природой, - безразлично, исходит ли движение от самого него или от другого предмета. Поэтому движение сердца при правильном кровообращении, как естественное, есть действие. Когда же сердце дает перебои, то любое движение, как неравномерное и противное природе, есть страдание, а не действие" Сильные страдательные движения природы преп. Иоанн Дамаскин называет страстями. Поэтому не говорят о страдании в Боге, говорят о действии |
Артур, прощаю :-D. "апофатику" не переношу на дух (особенно Псевдодионисия -- вот уж недаром "псевдо"), да и словечко какое-то постмодернистское. спокойной ночи.
не знаем - и все тут. философия к добру не приводила и не приведет. называть "природой" надприродное -- средневековая конвенция, скучная и бессмысленная. в остальном, о. Иоанн, кончено же, безупречен. |
"Бог Благ и Бесстрастен и Неизменим. Если кто, признавая благославным и истинным то, что Бог не изменяется, - недоумевает, однако же, как Он (будучи таков) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним, то на это надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти".
(прп. Антоний Великий) |
При чем здесь монастырь? Гнев, радость и т.п. - свойства человеческой души, приписывая их Богу, нужно помнить о Его непостижимости по Своей сущности. Мы можем говорить о свойствах Бога, тех свойствах, которые Он Сам открыл...
|
о Его непостижимости по Своей сущности. Мы можем говорить о свойствах Бога, тех свойствах, которые Он Сам открыл...
вот-вот, именно о непостижимости. а мы тут о Его "природе" рассуждаем. то, что было необходимым отцам Церкви, не должно вслепую повторяться. там надо было подчеркнуть человеческую природу Христа, оттого и говорили об отличной от оной Божественной природе. а мы талдычим впустую, будто что-то знаем... Он нам открыл и гнев, и радость, и ревность и вообще весь спектр чувств. если Он бесстрастен - мы обречены. |
Он бесстрастен. Его радость и гнев и ревность - это человеческие трактовки, ветхозаветные страсти.Но мы не обречены, поскольку Он человеколюбец, далекий от справедливости.
|
в молитослове Его страсть названа бесстрастной. что значит "бесстрастная страсть"?
|
Может это выражение означает непредвзятость Бога...в отличии от суждения людей...?
|
Первое, что приходит на ум под бесстрастной страстью, это страдания не по причине греха. Например, как искупительные страсти Христовы.
|
Тропарь,глас 7-й
Преобразился еси на горе,Христе Боже,показавый учеником Твоим славу Твою,якоже можаху;да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный,молитвами Богородицы,Светодавче,слава Тебе.Кондак,глас 7-й На горе преобразился еси/, и якоже вмеЩаху ученицы Твои,славу Твою,Христе Боже,видеша;да егда Тя узрят распинаема,страдание убо уразумеют вольное,мирови же проповедят,яко Ты еси воистину Отчее сияние. |
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому, Преображение Господне. Обыкновенно свет без пламени Исходит в этот день с Фавора, И осень, ясная, как знаменье, К себе приковывает взоры. |
С ПРАЗДНИКОМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ!
Преображён наш мир Христом, И если будем жить с крестом, То свет Фаворский - как маяк - Разгонит зло, тоску и мрак, Преобразит нам грешным душу, Укажет для спасенья сушу! |
С МЕДОВЫМ СПАСОМ ! ВАС !
Вот и всё - Медовый Спас. * * * * * * * * Плачет сад слезами ягод - В утешение их припас август нам * * * * * * * * От летних тягот. Скоро, скоро упадёт с ветки * * * * * * * * Яблоко большое, И повалит весь народ * * * * * * * * Бога славить всей душею. За посильные труды, * * * * * * * * Что с молитвой не расстались, За цветущие сады, * * * * * * * * Что плодами увенчались. - Не оставь нас, Боже наш * * * * * * * * Ни в морозы, ни в метели Чтоб не только закрома, * * * * * * * * Но и души не пустели!!!!!! |
| Текущее время: 18:04. Часовой пояс GMT +4. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.6
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot