PDA

Просмотр полной версии : Сокровищница духовной мудрости / антология святоотеческих изречений


Абдулов
05.04.2012, 20:28
Не смотри на чужие грехи, а смотри на свои злые дела; ибо не за первые будешь судим, но за себя непременно дашь ответ.
(Свт. Димитрий Ростовский)
Не смотри на чужие грехи, а смотри на свои злые дела: ибо не за первые будешь судим, но за себя непременно дашь ответ.
(Свт. Димитрий Ростовский).
Человек, осуждающий других, походит на зеркало, которое в себе всех отображает, а себя не видит. (Св. Димитрий Ростовский)
За что подобает благодарить Бога?
За то:
1) что из небытия привел нас к бытию;
2) что почтил нас человеческой, а не зве*риной душой;
3) что Честной Своей Кровью искупил нас;
4) что даровал нам право быть наследни*ками царствия небесного;
5) что много раз прогневанный и раздра*женный нами не до конца гневается на нас;
6) что, несмотря на тяжкие согрешения, не погубил нас в самом грехе нашем, но со*хранил нас живыми;
7) что действует в грехах наших, сохраняя нас целыми и не попуская дьяволу тотчас по*глотить нас;
8) что доселе ожидает покаяния нашего, и мы еще живы, а не мертвы;
9) что еще не снедают черви тел наших во гробе;
10) что души наши еще не в аде и
11) что еще есть время для нашего покая*ния.
О, как мы должны благодарить Бога за это!
(свт.Дмитрий Ростовский)
Принимая с должным благоговением святое Причастие, православный христианин сподобляется быть причастником вечной жизни.
(свт.Дмитрий Ростовский)
Свт. Димитрий Ростовский так говорит о великом Таинстве Причащения:
"Человек подобен железу, а Тело Христово есть огонь попаляющий, и когда человек соединяется в св. Таинстве Причащения со Христом, он становится огненным. И как больной глазами не может смотреть на солнце, так бесы не могут взирать на того, кто достойно принял Тело Христово".
(свт.Дмитрий Ростовский)

Абдулов
05.04.2012, 20:29
"Клеветник вредит тому, на кого клевещет: ибо языком своим уязвляет его, как пес зубами одежду, терзает: но-де тое и тое делает. Вредит себе: ибо тяжко грешит. Вредит тем, которые слушают клевету его: ибо подает причину им к клевете и осуждению: и тако их к тому же беззаконному делу, в котором сам находиться, приводит. И тако как от единого зараженного человека многие люди телом заражаются и погибают: тако от единого клеветника, начальника клеветы, многия *христианския души заражаются и погибают.
(свт.Тихон Задонский)

Абдулов
05.04.2012, 20:31
О вечности

Ничто такъ не подвигаетъ грешника къ покаянию, какъ вечность,
и ничто столь не полезно христианину, какъ память и разсуждение о вечности.
Вечность удерживаетъ человека отъ греха, усмиряетъ страсти, отвращаетъ отъ мира и всей его суеты; сокрушаетъ сердце, раждаетъ слезы покаяния, возбуждаетъ къ молитве . Размышление о вечности наполнило жителями пустыни, вертепы, горы и пропасти земныя.
Знаете ли, что есть вечность? вопрошаетъ свт.Тихонъ.
Вечностъ есть начало безъ конца, т. е. единожды начнется и никогда не окончится, или— всегда и никогда. Всегда будетъ и никогда не престанетъ. Вотъ что есть вечность! Все века, отъ создания мира до конца, суть какъ малейший пунктъ противу всего мира, или какъ минута противу тысячи вековъ, или лучше сказать какъ ничто.
Вотъ что есть вечность!
(свт.Тихон Задонский)

Абдулов
05.04.2012, 20:34
С пользой смотри, с пользой слушай, с пользой говори, с пользой отвечай. Спрошенное - отвечай смиренно, а не спрошенное - храни молчанием.
(свт.Василий Великий)


Уничтожь искушения и помыслы, и не будет одного святого. Бегущий от искушения спасительного, бежит от вечной жизни.
(блаж.авва Зосима Палестинский)


Кто раб Божий? он отвечал: не признается рабом Божиим тот, кто работает страстям: он раб того, кто обладает им.
(прп.Исаия Отшельник)

Молитва за врагов больше молитвы за друзей, и последняя не приносит нам столько пользы, сколько первая.
(свт.Иоанн Златоуст)


Жена вся в муже — муж в жене,
Душа вся в Боге — Бог в душе:
(прп.Симеон Новый Богослов)


Многие красиво гово*рят и пишут, а грубо живут.(свт.Тихон Задонский)

Абдулов
05.04.2012, 20:35
Откуда берутся страсти и можно ли их искоренить раз и навсегда?
---
Откуда происходят страсти? Они происходят не от природы,
но от желания. (свт.Иоанн Златоуст)


Человек может побеждать страсти,
но не может их искоренять.
(прп.Симеон Новый Богослов)

Абдулов
05.04.2012, 20:39
ПРИМЕЧАЙ

И сие, христиане, что Бог в Писании Своем, не к телу нашему глаголет, не к рукам глаголет: не убий, не к рукам глаголет: не укради и прочее, но к сердцу.

Следовательно, *хотя телом не грешит человек, руками не убивает, *не крадет, *телом не прелюбодействует, но когда в сердце похоть питает блудную, сердцем злобится, ненавидит ближнего, сердцем желает чуждаго: убо блудодействует, убивет, крадет.
(свт.Тихон Задонский) *

Обращай христианин, сердечные очи свои к страстям Христовым, и часто их вспоминай, и рассуждай - и обновишься. Кто что любит и почитает, у того всегда то на уме и в размышлении, в том ум и сердце его. (свт.Тихон Задонский)

Абдулов
05.04.2012, 20:44
Многие хотят знать, что делается в других странах;
а что в своей душе находится, не ищут.
(свт.Тихон Задонский)


Счастье

Люди, когда что-либо получают по жела*нию своему, счастливыми называются.
Так и христианин счастлив, когда имеет то, чего же*лает и ищет.


Счастливы те люди, которые от работы, или из тюрьмы, или из ссылки, или от плена освободились.
Христианин счастлив, когда от грехов, которыми, как узами был свя*зан, и от рабства диаволу освободился.


Счастье для людей, что здоровое тело име*ют.
Христианское счастье — иметь здоровую душу.


Счастливыми называются те воины, ко*торые одерживают победу над своими врага*ми.
Воистину счастлив тот христианин, кото*рый самого себя побеждает.


За счастье почи*тают многие то, что им удалось врагам своим отомстить.
Истинное счастье для христиани*на — что он врагам своим уступает и не возда*ет злом за зло.


Счастье для людей, что много от людей при*нимают и собирают.
Счастлив воистину тот хри*стианин, который от всего, что у себя имеет, уделяет ближним своим.


Счастье для людей быть богатыми и слав*ными в этом мире.
Для христианина счастье — добрыми делами богатеть и славу этого мира презирать.


Счастье для людей — над другими людьми господствовать и царствовать.
Христианин сча*стлив, когда над самим собой, над плотью сво*ей, над страстями и похотями своими господ*ствует и царствует, и ими повелевает.
Вот вои*стину господин, царь и повелитель!

Многие над людьми господствуют и царствуют, но сами — рабы греха и пленники своих страстей.
Во*истину преславен царь и господин, кто страс*тями и похотями своими владеет!

Счастье для людей — богатую трапезу по*ставлять и ею насыщаться.
Счастье для хрис*тианина — внутри сердца своего слышать сло*во Божие, и тем насыщать, утешать и увесе*лять свою душу.
Вот богатая трапеза, преславная и пресладкая христианской души вечеря!

Счастлив тот из людей, кто в радости и веселье этого мира живет.
Для христианина счастье — если он печаль о Боге имеет и плачет о своих грехах.

(свт.Тихон Задонский)

Абдулов
05.04.2012, 20:52
Познай и убедись, что роскошь, пиры, увеселения, игры, рассеянная жизнь, словом все, что носит наименование суеты и мира, что озабочивает и поглощает всю жизнь человека, все время его, все силы и способности души и тела, есть не что иное, как обольщение и кознь сатаны, вымышленные и устроенные для обольщения человеков.
(свт.Тихон Задонский)

Плясание, - говорит вселенский учитель, - есть не человеческое, а бесовское дело. Бесы научают нас ему, чтобы не одним им быть мучимым в аду. И оно из всех игр есть самое худое, ибо удаляет человека от Бога и во дно адово сводит. И пляшущая жена называется невестою сатаны, любодеицею дьявола и супругою бесовскою и пляшущая не только сама будет сведена во дно адово, но и все, плясавшие с ней.
(свт.Иоанн Златоуст)

"о развлечении"

По поводу этой зловредной страсти: «Что значит искать развлечений?», спрашивает он и отвечает: «Значит хотеть наполнить чем-нибудь внутреннюю пустоту души, созданной для деятельности и не терпящей быть праздной»
(«Моя жизнь во Христе», т. 1, стр. 319-320).

«Удивительная болезнь явилась нынче», говорил он в своей беседе с сопастырями в г. Сарапуле еще в 1904 году: «это — страсть к развлечениям. Никогда не было такой потребности к развлечениям, как нынче. Это — показатель того, что людям нечем стало жить, что они разучились жить серьезной жизнью — трудом на пользу нуждающихся и внутренней духовной жизнью. И начали скучать! И меняют глубину и содержание духовной жизни на развлечения. Какое безумие! Точно дети, лишенныя разума! А между тем, развлечения — это уже общественный порок, общественная страсть!».

«Смотря на многоразличные развлечения людей», говорит он в другом месте своего дневника: «на исключительные попечения о плоти, думаешь: есть ли в людях душа? А если есть, то почему они не заботятся, не думают о ея спасении, ибо она предана безчисленным грехам, которые составляют смерть ея, и смерть вечную? Есть ли вечная мука и вечное блаженство? А если есть, то отчего так мало стараются, или вовсе нет старания избежать вечнаго мучения и наследовать вечное блаженство? Вот что меня удивляет. И еще: отчего людей не страшит страшный час смерти? ведь не вечно же будем мы жить на земле. Когда-нибудь и до нас очередь дойдет, и нам скажут: обратитесь и вы, сыны человеческие, в персть, из которой созданы. О, разсеянность наша, гордость наша, пристрастие, пригвождение к земле! Грешники, думаете ли вы, что Богу нечем наказать нас? О, есть чем, есть чем! Это — геенна огненная, езеро огненное, тартар страшный, котораго и сам сатана трепещет, червь неумирающий и скрежет зубов...»
(там же т. 2, стр. 10-11). (св.прав. Иоанн Кронштадтский)