Просмотр полной версии : ЧУДО СВЯТОГО ПРИЧАСТИЯ. ЧТО КАЖДЫЙ ИЗ НАС ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ОБ ЭТОМ ВЕЛИЧАЙШЕМ ...
ЧУДО СВЯТОГО ПРИЧАСТИЯ. ЧТО КАЖДЫЙ ИЗ НАС ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ОБ ЭТОМ ВЕЛИЧАЙШЕМ ТАИНСТВЕ(читайте пояснения в комментариях, а также смотрите по этой теме фотоальбом).
О СВЯТОМ ПРИЧАСТИИ
1.Как мы слышали, в церкви причащаются. Причащаются верующие, крещеные. Дети причащаются без исповеди, взрослые обычно перед Причастием исповедуются.
Причастие — одно из семи таинств. Одно из самых важных.
К Причастию необходимо готовиться. Прежде всего помириться со всеми, попросить — каждый сам знает у кого — прощения. По возможности помолиться и попоститься. Духовно, молитвенно, внутренне настроиться, ожидая причащения как великой радости общения и соединения со Христом.
В особо положенный момент церковной службы — обедни, литургии, — незадолго до ее окончания, наступает самый важный, самый торжественный ее момент. Открываются Царские Врата иконостаса и со словами
“Со страхом Божиим и верою приступите!”
выносится Чаша с Телом и Кровью нашего Бога и
Спасителя Иисуса Христа.
Священник читает молитву:
“Верую Господи, и исповедую,
яко Ты еси воистину Христос,
Сын Бога живаго...”
Люди подходят к Чаше, священник дает ложечкой Причастие. Нужно помнить, что это
Причастие.
Не следует говорить детям: “Батюшка дает мёду”. Разве только детям-крошкам. А так следует детям самого раннего детства говорить правду, приучая их к тому, что они подходят к Самому Богу и соединяются с Ним. Следует идти навстречу Христу, который идет к нам. Так что же “дают?” Что преподают верующим? Что находится в Чаше? Как мы видим и ощущаем при вкушении — хлеб и вино. Напишем с большой буквы: Хлеб и Вино. Почему с большой буквы и зачем их дают? Дело в том, что это не только Хлеб и Вино, а нечто гораздо большее.
Это — истинное Тело и истинная Кровь Господа и Спасителя нашего, Сына Божия Иисуса Христа.
2.Таково наше православное понимание. Хлеб и Вино, будучи и оставаясь Хлебом и Вином,
становятся
Телом и Кровью Господа Бога.
Так угодно Богу. Таким образом Он осуществляет максимальное приближение людей к Себе. Как это может быть? Конечно, только непостижимым для нас образом, сверхъестественным. Не побоимся этого слова. Если мы ищем Бога, религии, то нам придется в будущем иметь дело со сверхъестественным. Если мы заранее отвергнем его, то мы обречены всю жизнь оставаться неверующими, безрелигиозными. И нам вряд ли удастся понять верующих.
Претворение Хлеба и Вина совершено Иисусом Христом.
Он основатель и Предмет христианской веры, условно говоря, — религии. Мы стремимся быть к Нему как можно ближе.
Мы причащаемся Его Тела и Крови, как Он заповедал нам.
Для чего это нужно?
Для нашего спасения.
Для нашего счастья.
Для высшего счастья и для исполнения своего призвания. Для его создан человек? Для чего он существует? Не для “просто так” и не для простого прозябания. Для чего-то другого.
Для чего-то высшего.
Для того, чтобы служить Богу
и в конце концов прийти к Нему.
Для того чтобы максимально к Нему приблизиться. Для того чтобы максимально с Ним соединиться. Конечно, в той степени, в какой это доступно человеку. И вот для максимального соединения с Богом существует вкушение. Вкушение Тела и Крови Господней, физическое принятие Бога. Так это нам понятно и ощутимее. Поэтому Бог избрал именно такой способ
соединения с Ним.
Христос входит в нас,
мы принимаем Его.
Сам Христос создал этот способ соединения с Ним.
3. Таинство причащения Христос установил в Великий Четверг, за день до смерти, за три дня до Воскресения.
Установил Он это таинство на
Тайной Вечери,
то есть во время своего прощального ужина с учениками. Присутствовали при этом Христос и
Его апостолы-ученики.
Место: “Сионская горница”,
комната в Иерусалиме.
Деятели мировой живописи посвятили немало трудов для изображения Тайной Вечери. На эту тему существует много икон и картин. Одна из известных написана Леонардо да Винчи. В ней имеется одна неточность, все сидят за столом. По-видимому же, согласно местному обычаю, ученики находились в полулежачей позе. Церковные тексты говорят, то ученики “возлежали”. Дело,
конечно, не в этом.
На этой вечери
Христос совершил местный
обычай благословения Чаши.
И здесь же —
что еще гораздо важнее! — благословил хлеб и вино,
повелел и ученикам творить так во “Свое воспоминание”.
При этом Он произнес слова, которые мы находим в Евангелиях. Эти слова священники повторяют, вспоминая Христа, вот уже 2000 лет за каждой обедней-литургией. Мы их называем установительными словами Христа. Этими словами Христос установил это таинство Церкви, таинство Причащения. Вот эти слова:
Примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое
во оставление грехов.
Это значит:
Возьмите и ешьте. Это Мое Тело, которое преломляется за вас.
Пийте от нея вси. Сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов.
Это значит:
Пейте все из этой Чаши. Это Моя Кровь Нового Завета, которая проливается за вас и за многих.
Эти слова с небольшими различиями помещены в Евангелиях и во Второй главе 1-го Послания апостола Павла к Коринфянам. Редакции разные, смысл слов и предложений — тождествен. Мы привели текст, согласно принятой у нас Литургии Иоанна Златоуста. Таким образом, текст — церковный.
С древних времен христиане собирались вместе
для молитвы, чтения Писания и “преломления хлеба”.
Так они продолжили
Тайную Вечерю Христа.
Так они ввели практику совершения нашей сегодняшней — уже очень древней —
Литургии-обедни.
Эта служба совершается по утрам.
4. Когда приходишь в церковь и присутствуешь в воскресенье или Праздник на литургии, — интересно и радует все: и чтение, и пение, и проповедь, и свечи, и молящиеся вокруг сестры и братья.
Но главный смысл присутствия верующих на Литургии —
это причащение Святых Тайн.
В древней Церкви все причащались за каждой службой.
В начале мы молимся,
потом слушаем
Священное Писание и проповедь. Потом читается или поется
“Верую”. Вскоре после этого мы услышим знакомые слова.
“Примите, ядите, сие есть Тело Мое” и “Пийте от нея вси”.
Молимся дальше. Затем...
наступает торжественный момент. Открываются завеса и Царские врата, и под возглас диакона:
“Со страхом Божиим и верою приступите!”
выносится Чаша.
Выносится она для причащения верующих. Христос идет к народу, чтобы спасти людей, чтобы приблизить их к Себе, чтобы открыть им доступ в Свое Царство. Верующие, скрестив на груди руки, подходят к Чаше. Священник читает молитву:
Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая пречестная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. И сподоби мя неосужденно причаститься пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь.
Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим, тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.
Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих тайн, Господи, но во исцеление души и тела.
Руки следует держать на груди и не креститься в этот момент, чтобы, не дай Бог, не толкнуть Чашу. Подходить следует по очереди, не толпиться, опять-таки, чтобы не толкнуть Чашу. Принимать с ложечки Святые Дары с благоговением.
Это великая радость!
Затем диакон пономарь вытирает особым платком губы причастника, чтобы на них не осталось капли Крови Господней. Следует поцеловать Чашу и отойти в сторону, давая место другим. Получить и съесть кусочек просфоры и запить Причастие из ковшика водой или вином — как где принято.
5. Святое Причастие называется также Евхаристией.
По-гречески это значит
благодарение.
На Тайной Вечери, на встрече с учениками Христос совершил обряд благодарения.
“Он взял Чашу, благословил, благодарил...”
Христос воздал хвалу
и благодарение Богу-Отцу.
Евхаристия — это сама Церковь.
Только там, где причащаются
Святых Таин, — Церковь.
Только такое собрание христиан можно назвать Церковью.
Вне Церкви — нет Евхаристии.
А такая Церковь, которая не дает верующим Причастия, — не Церковь.
Подчеркнем еще раз:
к Святому Причастию
нужно готовиться.
Помириться со всеми,
попросить прощение, исповедоваться — по мере надобности — постараться
изгнать из себя скверные
помыслы. Есть молитвы перед Причастием. Их полезно прочесть или выслушать в церкви. После принятия св. Причастия следует поблагодарить Бога за эту великую радость. Существуют благодарственные молитвы, их тоже полагается прочесть или выслушать. Постараться не грешить после этого, сохранить в себе Христа как можно дольше. По окончании службы идти в мир и нести Христа в мир, другим людям, делать добро, творить милостыню, давать миру мир.
В России после Петра Первого вошел обычай причащаться один раз в году. Почему? Да потому, что были люди, которые не причащались годами. Для этого Петр Первый издал указ: все государственные чиновники обязаны причащаться каждый год. Люди и решили: одного раза в год достаточно. Конечно, это минимум. Причащаться желательно чаще.
Чем чаще, тем лучше.
И каждым постом, и на большие праздники, и в рядовые воскресения. Вот в 20 веке происходит возрождение более частого причащения. В древней Церкви, у первохристиан все причащались каждое воскресение, за каждой службой. В этом и был смысл воскресного церковного собрания: помолиться вместе и совершить преломление хлеба.
Иначе: причаститься всем вместе, от единыя (из одной) Чаши.
В Чаше — спасение.
Она нас приводит к Богу,
она нас ведет к Божьему Царству.
Недаром отцы Церкви
называли Причастие
лекарством бессмертия.
Имеется ввиду будущая,
вечная жизнь —
жизнь с Богом.
Здесь мы подходим к Тайне,
не постижимой для нашего человеческого ума.
6. Самое важное:
в таинстве Причащения мы соединяемся со Христом, с Богом.
Но, причащаясь того же Тела, и той же Крови нашего Спасителя,
причащаясь от единой Чаши,
мы тем самым соединяемся
и друг с другом.
Мы больше сознаем,
что мы дети одного Отца, Бога,
и что мы все братья и сестры, Следовательно: мы все должны любить друг друга, жить в мире, братстве и любви. Именно поэтому!
У нас есть для этих “лозунгов” серьезная религиозная основа!
Представим себе круг. В центре его находится Христос. А мы все на окраинах, на окружности. Если мы все начнем приближаться по радиусу к центру — ко Христу, — то мы будем таким именно образом приближаться и друг к другу. Польза людям, общность людей, общность человечества, единство человечества. Называй как хочешь. Но у нас в Церкви Христовой это достигается причащением Таинств Церкви, взаимной, совместной молитвой, даже обрядами. И они общие всем, и они объединяют нас.
Говорят:
верующие охотно причащаются перед смертью, чтобы облегчить себе переход в иную жизнь. На этом основании многие другие верующие считают, что можно и вообще не причащаться. Ведь до смерти еще далеко. Когда наступит смертный час, тогда можно попросить батюшку прийти причастить.
Верно то,
что причастие в смертный час особенно ценно,
как путеводитель в жизнь вечную.
Человек идет к Богу, хочет принять и встретить Его на пути. Для многих причащение в страшный час — утешение, ободрение. Часто случается, что после причащения человеку, хотя бы временно, становится вообще лучше. Взаимодействие Божией помощи и духовной силы, духовного подъема человека.
Слава Богу!
Но неверно, что для причащения нужно ждать смертного часа.
Во-первых,
смерть может наступить внезапно...
Не успеем...
Во-вторых,
неизвестно, каковы будут обстоятельства смерти и будет ли неподалеку свободный священник.
А в-третьих,
зачем откладывать на долгий срок?! Зачем лишать себя великой радости причащаться регулярно всю жизнь,
быть всегда с Богом?!
Это церковным людям даже непонятно. Естественно воспользоваться теми прекрасными плодами, которые предлагает нам Церковь. Тем более, у нас прекрасный пример древней Церкви, первых христиан. С них нужно брать пример в наше время, а не с порочной практики последних веков, практики “воздержания”
от Святых Даров.
Причастие — не признак смерти, а жизнь. Жизнь с Богом.
Постоянное пребывание со Христом уже здесь, в этой жизни, уже теперь!
7. Святые Дары, Святое Причастие — хранятся в Церкви на Престоле, в особом сосуде в виде часовни.
Она называется
Дарохранительницей.
В случае надобности священник может причастить желающих и
не совершая службы.
Это запасные Святые Дары.
Хранятся они главным образом для больных. Да и для всяких непредвиденных случаев. Это такое же причастие, как и на обычной литургии. Но правильнее причащаться в Церкви во время обедни, литургии,
разделяя радость со своими
братьями и сестрами и
участвуя во всей
полноте богослужения.
Помолиться, послушать Писание, проповедь и все положенные молитвы. Из Дарохранительницы священник берет Дары и идет с ними
к больному, немощному,
который не может сам прийти в храм.
Будем же приступать
к Святым Тайнам с верою и любовию!
Бог откроет нам врата Своей Обители! Поверьте,
нам всем будет всегда хорошо с Ним!
vBulletin® v3.8.6, Copyright ©2000-2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot