PDA

Просмотр полной версии : Святые в земле Российской просиявшие.(Для чтения).


Раиса Васи
21.02.2010, 22:39
Трудами святителя Иннокентия было начато строительство в Вознесенскойобители каменного храма взамен деревянного, расширены границы епархии,включившей не только Селенгинский, но еще Якутский и Илимский округи.
Святитель, не отличавшийся крепким здоровьем, под влиянием суровогоклимата и невзгод рано отошел ко Господу. Он преставился утром 27ноября 1731 года.


В 1764 году тело святителя обрели нетленным во время ремонтных работ вмонастырской Тихвинской церкви. Множество чудес совершилось не только вИркутске, но и в отдаленных местах Сибири при молитвенном обращении ксвятителю. Это побудило Святейший Синод к открытию мощей и прославлениюсвятителя в 1800 году. С 1804 года установлено празднование его памятипо всей России 26 ноября, так как в день преставления совершаетсяпразднование иконе Божией Матери "Знамение"

Раиса Васи
21.02.2010, 22:40
Неустанные заботы святителя были обращены на их устройство -подбор достойных учителей, обеспечение учеников нужными книгами,одеждой, продовольствием.Святитель неутомимо трудился над устройством епархии, укреплением еедуховной жизни, о чем свидетельствуют его многочисленные проповеди,пастырские послания и предписания. В трудах и лишениях святительИннокентий обретал духовную твердость, смирение, прозорливость.


В 1728 году весной в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голодот недорода хлеба, начавшегося еще в 1727 году. По благословениюсвятителя, с мая в церквах Иркутска и Иркутской десятины к каждойЛитургии стали присоединять молебен о прекращении засухи, по субботампели акафист Божией Матери, а в воскресные дни служили соборныймолебен. "Моления, - говорил святитель, - должны окончиться в Ильиндень". 20 июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, чтопо улицам города стояла вода по колено, - засуха прекратилась.

Раиса Васи
21.02.2010, 22:41
перенося много лишений из-за неопределенности своего положенияи скорбей от неустройства гражданского управления в Сибири.Дипломатические промахи русского посла в Китае графа Рагузинского иинтриги Иркутского архимандрита Антония Платковского привели к тому,что в Китай был назначен архимандрит Антоний, а святитель Иннокентийуказом Святейшего Синода в 1727 году был наименован епископом Иркутскими Нерчинским и приступил к управлению новообразованной епархией.

Близость китайской границы, обширность и малонаселенность епархии,большое количество различных народностей (бурят, монголов и др.), непросвещенных Христовой верой, бездорожье и бедность - все это делалопастырский труд святителя Иннокентия тяжелым и жизнь его полнойлишений. По странному недосмотру Сената он не получал жалования досамой смерти и терпел крайний недостаток в средствах. В этих трудныхусловиях на скудные средства иркутского Вознесенского монастыря ещесодержались две открытые при нем школы - монгольская и русская.

Раиса Васи
21.02.2010, 22:42
Святитель Иннокентий, епископ Иркутский, в миру Иоанн, происходил издворянского рода Кульчицких. Родители его в середине XVII векапереселились с Волыни в Черниговскую губернию. Святитель родился около1680 года, обучался в Киевской духовной академии. Монашеский постригпринял в 1710 году и был назначен преподавателем вСлавяно-греко-латинскую академию префектом и профессором Богословия. В1719 году святитель Иннокентий был переведен в Санкт-ПетербургскуюАлександро-Невскую Лавру с назначением обер-иеромонахом флота. В 1720году нес послушание наместника Александро-Невской Лавры. 14 февраля1721 года иеромонах Иннокентий был посвящен в сан епископаПереяславского и назначен в Пекинскую духовную миссию в Китай. Нокитайское правительство отказало в визе "духовной особе, великомугосподину", как его неосторожно охарактеризовала сенатская комиссия поиностранным делам. Три года вынужден был провести святитель вСеленгинске у китайской границы,

Раиса Васи
21.02.2010, 22:46
Святитель Иннокентий, епископ Иркутский

Дни памяти: Февраль 9, Июнь 10 (Сибир.), Октябрь 10 (Волын.), Ноябрь 26

Раиса Васи
24.02.2010, 01:46
Здесь он скрывался и во все гонение Ликиния, проводя дни в молитве ипосте; здесь же и был найден языческими воинами, которые привели его кправителю. Последний сперва ласково уговаривал Власия принести жертвуидолам, но, видя твердость христианского епископа, велел бить егонещадно палками и затем заключил в темницу. Когда об этом узнала однаблагочестивая вдова, то она заколола своего единственного поросенка,сварила его, взяла плодов и овощей и понесла эту пищу святому втемницу. Поблагодарив и благословив ее за ее доброту, св. Власийсказал: «Всякий год совершай так в память мою, и не оскудеет в дометвоем ничто из необходимого».Между тем мучитель снова позвал Власия на суд. Но ни бесчеловечныемучения, ни просьбы — ничто не могло поколебать св. Власия. Твердостьего веры так поразила бывших при этом семерых христианок, что ониоткрыто исповедали себя верующими во Христа и были бесчеловечноумерщвлены.
Святой Власий был после мучений обезглавлен.

Раиса Васи
28.02.2010, 21:19
Священномученик Власий, епископ Севастийский
День памяти: Февраль 11




С юных летсв. Власий был кроток и благочестив. Граждане севастийские, ценя такиеего качества, выбрали его в епископы, каковое звание он носил с великойчестью. Но вот настало жестокое гонение Диоклетиана.Памятуя о своихобязанностях, Власий утешал страждущих и гонимых,посещал темницы,но самон не отдавал себя добровольно мучителям, зная,что жизнь его нужнапасомым.
Когда христиане ушли из города, он также удалился и поселился в одной пещере.24.02.2010 00:50

Раиса Васи
28.02.2010, 21:41
Если все вы, литовские люди, пойдетеиз Московского государства, я благословлю русское ополчение идти отМосквы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против васи помереть за Православную веру». Уже из заточения священномученикЕрмоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляяосвободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы непроявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взятьКремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томилсяон в тяжком заточении и 17 февраля 1612 года скончался мученическойсмертью от голода.Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоялсвятитель Ермоген, успешно завершилось по его предстательству русскимнародом. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовоммонастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор.Прославление Патриарха Ермогена в лике святителей совершилось 12 мая1913 года. Память его также празднуется 17 февраля.

Раиса Васи
28.02.2010, 21:44
он был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя.Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, асами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали кПатриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога.

Раиса Васи
28.02.2010, 21:46
заМосковское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику... Болитмоя душа, болезнует сердце и все внутренности мои терзаются, всесоставы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте,помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших иживых... Посмотрите, как отечество наше расхищается и разоряетсячужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, какпроливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого выподнимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих либратьев? Не свое ли Отечество разоряете?... Заклинаю вас Именем Бога,отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вамдо конца».В другой грамоте Первосвятитель призывал: «...Бога ради, познайте себяи обратитесь, обрадуйте своих родителей, жен и чад, и всех нас; истанем молить за вас Бога»...


Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором: егопостигла столь же печальная и бесславная участь, как и предшественника;

Раиса Васи
28.02.2010, 21:48
a царьпринес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями,белый клобук и посох. По древнему чину Святейший Патриарх Ермогенсовершал шествие на осляти вокруг стен Кремля.Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русскогогосударства периодом — нашествием самозванца Лжедмитрия и польскогокороля Сигизмунда III. В этом подвиге Патриарх Ермоген не был одинок:ему подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особеннымвдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагамОтечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатствои католичество, и искоренить Православие. Когда самозванец подошел кМоскве и расположился в Тушине, Патриарх Ермоген направил мятежнымизменникам два послания. В одном из них он писал: «...Вы забыли обетыПравославной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспиталисьи возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти заДом Пресвятой Богородицы и

Раиса Васи
28.02.2010, 21:49
святителей Гурия, первогоархиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского. Царь ФеодорИоаннович приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыреновую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые.Когда были обретены гробы святых, святитель Ермоген пришел с соборомдуховенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одеждысвятителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению СвятейшегоПатриарха Иова (+ 1605) и по повелению царя, мощи новоявленныхчудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составилжития святителей Гурия и Варсонофия, епископов Казанских.
За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали напервосвятительскую кафедру, а 3 июля 1606 года он был возведен соборомсвятителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе.Митрополит Исидор вручил Святейшему Патриарху Ермогену посох святителяПетра, Московского чудотворца (+ 21 декабря 1326),

Раиса Васи
28.02.2010, 21:51
В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенныхтатар и в течение нескольких дней наставлял их в христианской вере.

9 января 1592 года святитель Ермоген направил Патриарху Иову письмо, вкотором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовениеправославных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью,и просил установить определенный день памяти воинов. В ответ святителюЕрмогену Патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «повсем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских,совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду и субботнийдень после Покрова Пресвятой богородицы и вписать их в большой синодик,читаемый в Неделю Православия». Святитель Ермоген проявлял ревность повере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился опросвещении верой Христовой казанских татар.


В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев:

Раиса Васи
28.02.2010, 21:52
Во время служения будущего Патриарха в Казани совершилось явление иобретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Будучиеще священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиереяИеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь воимя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием,святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконыи совершавшихся от нее чудесах. В сказании он со смирением пишет осебе: «Я же тогда... хотя и был каменносердечен, однако прослезился иприпал к Богородичному образу, и к чудотворной иконе, и к ПредвечномуМладенцу, Спасу Христу... И по велению Архиепископа, с прочими святымикрестами пошел я с иконою в находящуюся вблизи церковь святого Николая,который зовется Тульским...»

Раиса Васи
28.02.2010, 21:57
Святитель и чудотворец Ермоген, патриарх Московский и всея Руси
Дни памяти: Февраль 17, Май 12 (прославление), Октябрь 5 (Моск. Свт.)СвященномученикЕрмоген, Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков.По свидетельству самого Патриарха, он был вначале священником в городеКазани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая (память 6декабря и 9мая). Вскоре он принял монашество и с 1582 года былархимандритом Спасо-Пре-ображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом.

Раиса Васи
04.03.2010, 23:36
В XIX веке один из валаамских иноков близ пустыни игумена Назариясподобился видения неведомых черноризцев: «они шествовали в два ряда иззалитой солнечным светом зелёной рощи и пели древним знаменным распевомпогребальные молитвословия. Шли они сложив руки на груди, образом жебыли пресветлы и очи имели кротости несказанной. Только когда шествиеприблизилось к монаху, он увидел, что все черноризцы обрызганы кровью ипокрыты ранами. Там, где прошли они, трава оказалась не помятой. Ониисчезли так же, как и явились, в зелёной чаще, причём тихие отголоскипогребального напева долго носились в воздухе».
С благословения игумена Дамаскина в день мученичества 34 иноков, 20февраля (4 марта н. ст.) в Валаамской обители ежегодно совершаласьБожественная Литургия «о вечном покое их», с которой пелась и соборнаяпанихида.
Причислены к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковногопочитания на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года.

Раиса Васи
04.03.2010, 23:37
20 февраля 1578 года 18 достоблаженных старцев и 16 послушников былимученически истреблены за твёрдость в православной вере. Их имена спометой «побиты от Немец на Валааме старцев и слуг» были внесены всинодик, оказавшийся впоследствии в Васильевском монастыре:священноинок Тит, схимонах Тихон, инок Геласий, инок Серий, инокВарлаам, инок Савва, инок Конон, инок Сильвестр, инок Киприан, инокПимен, инок Иоанн, инок Самон, инок Иона, инок Давид, инок Корнилий,инок Нифонт, инок Афанасий, инок Серапион, инок Варлаам, послушникиАфанасий, Антоний, Лука, Леонтий, Фома, Дионисий, Филипп, Игнатий,Василий, Пахомий, Василий, Феофил, Иоанн, Феодор, Иоанн. Нападенияшведов продолжались. На Валааме нет камня, который не был запечатлёнкровью подвижническою.

Раиса Васи
04.03.2010, 23:39
Преподобномученики Валаамской обители
День памяти: Февраль 20
Втечении своей многовековой истории Валаамскаяобитель, находившаяся близграницы владений Великого Новгорода соШвецией, неоднократно разоряласьшведами. При короле Густаве Ваза(1523-1560 гг.) в Швеции была проведенаРеформация. Во временаправления его сына Иоанна III, военный отряд изновообращённых лютеран— которые, по словам святого Игнатия(Брянчанинова), «пылали ещёфанатическим пристрастием к своей лишьродившейся вере» — преследуяправославных корел, по льду перешел сматерика на остров и напал намонастырь.

Раиса Васи
06.03.2010, 00:25
разгневанный ложным наветом на святого игумена царь своей рукой отсек ему голову, но тотчас раскаялся и, подняв тело его, на руках понес в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес его тело к церкви Успения Пресвятой Богородицы, названа«кровавым путем».
Раскаявшись, царь пожертвовал Псково-Печерскому монастырю множество драгоценных вкладов, вписал имя Преподобного игумена в свой синодик, нопамять о содеянном преследовала его всю жизнь.
Тело преподобномученика Корнилия было положено в стене «Богом зданной пещеры», где невредимо пребывало 120 лет. В 1690 году митрополит Псковский и Изборский Маркелл перенес его мощи, прославившиеся исцелениями больных, из пещеры в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы и положил в новом гробе в стене.
17 декабря 1872 года мощи преподобного Корнилия были переложены вмедно-посеребренную раку, а в 1892 году — в новую раку. Полагают, чтослужба преподобномученику была составлена ко дню открытия мощей в 1690году.

Раиса Васи
06.03.2010, 00:26
Так обитель, возникшая на границе Русского государства, стала не толькосветочем Православия, но и крепостью против внешних врагов России.
Другим делом преподобного Корнилия было основание в 1538 году во Псковеподворья монастыря с каменной церковью в честь иконы Божией Матери«Одигитрии».
Во время своего управления монастырем преподобный .Корнилий учредил приобители иконописную мастерскую. Трудившиеся в ней монахи училисьискусству иконописи в Мирожском монастыре и по возвращении в своюобитель писали иконы и помогали преподобному Корнилию украшать храмы иобучать других иноков. В монастыре были также столярная, кузнечная,керамическая и другие хозяйственные мастерские.
О мученической кончине преподобного Корнилия написано в древнейрукописи Троице-Сергиевой Лавры. Когда преподобный игумен Корнилийвышел с крестом на монастырские ворота навстречу царю Иоанну Грозному,

Раиса Васи
06.03.2010, 00:32
Кроме того, св. игумен Корнилий завел большой монастырский синодик для поминовения усопших братии и благотворителей обители, начал вести «Кормовую книгу». В этом труде он оставил последующим поколениям историческую характеристику , составил «Описание монастыря» и «Описание чудес Печерской иконы Божией Матери».

Преподобный Корнилий расширил и украсил свой монастырь, прокопал далее монастырские пещеры, перенес деревянную церковь во имя Сорока мучеников Севастийских за монастырскую ограду, на приезжий монастырский двор, на ее месте в 1541 г. поставил церковь в честь Благовещения Пресв. Богородицы и в 1559 году построил храм Покрова Пресв. Богородицы. В1558-1565 г.г. преподобный Корнилий воздвиг вокруг монастыря надежную каменную стену, а над Святыми Вратами по своему замыслу построил каменную церковь во имя Св. и Чудотворца Николая (1565). Тем самым он поручил этому истинному защитнику чистоты Православной
веры покровительство святой обители на границе с неправославными народами.

Раиса Васи
06.03.2010, 00:32
Однажды на Псковщине было моровое поветрие. Люди бежали из селений влеса, подступы к городам закрывались, чтобы уберечь жителей от моровойязвы. Многие умирали не только от заразы, но и от голода. Поблагословению преподобного Корнилия в то страшное время иноки монастырявыходили к голодным, чтобы раздавать им вареную рожь.
По время Ливонской войны преподобный Корнилий проповедовал христианствов отвоеванных городах, строил там храмы, помогал пострадавшим,заботился о раненых. В обители погребали убитых и записывали их всинодики для поминовения.
В 1560 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, преподобныйКорнилий послал в благословение русским войскам, осаждавшим городФеллин, просфору и святую воду. В тот же день немцы сдали город.
Преподобный Корнилий очень любил и хорошо знал книги — он создал вмонастыре большую по тому времени библиотеку. В середине XVI векаПсково-Печерский монастырь перенял от Спасо-Елизаровского монастырятрадицию летописания.

Раиса Васи
06.03.2010, 00:35
В 1529 г. преп. Корнилий, служивший образцом богоугодной жизни,был избран игуменом. В его настоятельство число братии увеличилось от15 до 200 человек, и это к-во насельников не было превышено ни при одном из последующих настоятелей. Вставая с восходом солнца,преп. Корнилий сам правил службу, и отдавал все силы трудам,воодушевлял братию к выполнению устава, строгому посту, молитве,напоминая о подвиге первых христиан. По своему смирению преп. Корнилий почитал себя первым среди равных лишь по избранию.
Деятельность преп. Корнилия распространялась далеко за пределы обители. Его жизнь была образцом деятельной любви к Богу и человеку. Он распространял Православие среди жителей окрестных мест — эстов и сэту,многие из которых крестились в монастыре. Преподобный Корнилий, всегда кроткий и приветливый, молча выслушивал людей, давал наставления, а потом благословлял с молитвой и любовью. При звуке его голоса открывалось сердце, стыд отбегал. После покаяния люди плакали облегчающими душу слезами.

Раиса Васи
06.03.2010, 00:38
соблюдая перед этим пост, молился Пресвятой Владычице о благословили его на труд. Во время работы над иконой хранил собственную чистоту, творя в душе непрестанную молитву.Закончив обучение, святой Корнилий вернулся в родительский дом.Пребывание в святой обители еще более утвердило его призвание к иноческой жизни.
Однажды государев дьяк Мисюрь Мунехин, человек просвещенный и благочестивый, друг семьи святого Корнилия, собрался ехать в затерянную среди лесов маленькую Печерскую обитель и взял с собою юного Корнилия.Красота природы, тихая монастырская служба в пещерной церкви преисполнили сердце юноши духовной радости и благоговением. Никогда инигде еще он так горячо не молился. Эта поездка оказала большое воздействие на его последующую жизнь.
Вскоре он навсегда ушел из родительского дома и принял постриг в Псково-Печерском монастыре. Там преп. Корнилий вел строгую жизнь:в убогой келье спал на досках, все свое время посвящал полезному труду и молитве.

Раиса Васи
06.03.2010, 00:42
Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский

Дни памяти: Февраль 20, Март 29

Преподобный Корнилий
(1501-1570)родился в Пскове в боярской семье. Родители его, Стефан и Мария,воспитывали сына в благочестии и страхе Божием. Уже в раннем возрастемать заметила у отрока Корнилия особенную склонность к духовной жизни,научила его молитве и привила любовь к странникам. Чтобы дать сынуобразование, родители отдали его в Псковский Мирожский монастырь. Вмонастырских стенах отроков воспитывали в послушании, обучали чтению иписьму, искусству книгописания и писанию икон. В монастыре составлялисьи переписывались летописи, жития Святых, Богослужебные книги. ВМирожской обители юный Корнилий подвизается под началом старца, совершаяподвиги молитвы итруда, делал свечи. С особенным тщанием приготовлялсяон к писанию икон,

Раиса Васи
06.04.2010, 23:33
Патриарха Московского и всея Руси,произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября1989 года, в день преставления Апостола Иоанна Богослова, и многиевидят в этом Промысел Божий. «Дети, любите друг друга! — говорит впоследней проповеди Апостол Иоанн. — Это запо-
ведь Господня, если соблюдете ее, то и довольно».
В унисон звучат последние слова Патриарха Тихона: «Чадца мои! Всеправославные русские люди! Все христиане! Только на камени врачеваниязла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей СвятойПравославной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее,чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйтеЕму. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу.Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»
Прошло 67 лет со дня кончины святителя Тихона, и Господь даровал Россиисвятые его мощи в укрепление ее на предлежащие трудные времена.Покоятся они в большом соборе Донского монастыря.

Раиса Васи
06.04.2010, 23:35
Патриарх Тихон,благословив жертвовать церковные ценности, выступил противпосягательств на святыни и народное достояние. В результате он быларестован и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года находился в заточении.Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однакостали следить за каждым его шагом. 12 июня 1919 года и 9 декабря 1923года были предприняты попытки убийства, при втором покушениимученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов. Несмотря нагонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре,где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая частоиздалека или пешком преодолевая тысячи верст. Последний мучительный годсвоей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресными праздничным дням. 23 марта 1925 года он совершил последнююБожественную литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздникБлаговещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.Прославление святителя Тихона,

Раиса Васи
06.04.2010, 23:35
Как слезно плачет новый Патриарх пред Господом за свой народ, ЦерковьБожию: «Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушилижертвенники Твои, стреляли по храмовым и Кремлевским святыням, избивалисвященников Твоих...» Он призывает русских людей очистить сердцапокаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия внынешнем подвиге православного русского народа светлые незабвенные делаблагочестивых предков". Для подъема в народе религиозного чувства, поего благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которыхнеизменно принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмахМосквы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовнуюпаству. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попыткаразгрома Церкви,

Раиса Васи
06.04.2010, 23:37
Время было такое, когда все и всех охватила тревога за будущее, когдаожила и разрасталась злоба и смертельный голод заглянул в лицотрудовому люду, страх перед грабежом и насилием проник в дома и храмы.Предчувствие всеобщего надвигающегося хаоса и царства антихриста объялоРусь. И под гром орудий, под стрекот пулеметов поставляется Божиейрукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на своюГолгофу и стать святым Патриархом-мучеником. Он горел в огне духовноймуки ежечасно и терзался вопросами: «Доколе можно уступать безбожнойвласти?» Где грань, когда благо Церкви он обязан поставить вышеблагополучия своего народа, выше человеческой жизни, притом не своей,но жизни верных ему православных чад. О своей жизни, о своем будущем онуже совсем не думал. Он сам был готов на гибель ежедневно. «Пусть имямое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», — говорил он,идя вослед за своим Божественным Учителем до конца.

Раиса Васи
06.04.2010, 23:40
С 1914 года по 1917 год он управляет Виленской и Литовской кафедрой. В Первую мировую войну, когда немцы были уже под стенами Вильно, он вывозит в Москву мощи Виленских мучеников, другие святыни и, возвратившись в еще не занятые врагом земли, служит в переполненных храмах, обходит лазареты, благословляет и напутствует уходящие защищать Отечество войска.
Незадолго до своей кончины святой Иоанн Кронштадтский в одной из бесед со святителем Тихоном сказал ему: «Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну». Спустя несколько лет пророчество старца сбылось, когда митрополит Московский Тихон жребием был избран Патриархом. В России было смутное время, и на открывшемся 15 августа1917 года Соборе Русской Православной Церкви был поднят вопрос о восстановлении патриаршества на Руси. Мнение народа на нем выразили крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».

Раиса Васи
06.04.2010, 23:41
не давая возможности увезти от них драгоценнуюжемчужину — православного архиерея. И только сердечное обращение самоговладыки успокоило народ. И такие проводы окружали святителя всю егожизнь. Плакала православная Америка, где и поныне его именуют АпостоломПравославия, где он в течение семи лет мудро руководил паствой:преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдаленные приходы,помогал обустраивать их духовную жизнь, возводил новые храмы, средикоторых — величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. Его паствав Америке возросла до четырехсот тысяч: русские и сербы, греки и арабы,обращенные из униатства словаки и русины, коренные жители — креолы,индейцы, алеуты и эскимосы.

Возглавляя в течение семи лет древнюю Ярославскую кафедру, повозвращении из Америки, святитель Тихон верхом на лошади, пешком или налодке добирался в глухие села, посещал монастыри и уездные города,приводил церковную жизнь в состояние духовной сплоченности.

Раиса Васи
06.04.2010, 23:43
преклонив волю под три высоких монашеских обета — девства,нищеты и послушания. 14 декабря 1891 года он принимает постриг с именемТихон, в честь святителя Тихона Задонского, на следующий день егорукополагают в иеродиакона, и вскоре — в иеромонаха.

В 1892 году о. Тихона переводят инспектором в Холмскую Духовнуюсеминарию, где скоро он становится ректором в сане архимандрита. А 19октября 1899 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лаврысостоялась хиротония его во епископа Люблинского с назначением викариемХолмско-Варшавской епархии. Только год пробыл святитель Тихон на своейпервой кафедре, но, когда пришел указ о его переводе, город наполнилсяплачем — плакали православные, плакали униаты и католики, которых тожебыло много на Холмщине. Город собрался на вокзал провожать так мало уних послужившего, но так много ими возлюбленного архипастыря. Народсилой пытался удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, амногие и просто легли на полотно железной дороги,

Раиса Васи
06.04.2010, 23:43
В девять лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878году, по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжитьобразование в Псковской семинарии. Василий был доброго нрава, скромныйи приветливый, учеба давалась ему легко, и он с радостью помогалоднокурсникам, которые прозвали его «архиереем». Закончив семинариюодним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в ПетербургскуюДуховную академию в 1884 году. И новое уважительное прозвище —Патриарх, полученное им от академических друзей и оказавшеесяпровидческим, говорит об образе его жизни в то время. В 1888 годузакончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается вПсков и три года преподает в родной семинарии. В 26 лет, послесерьезных раздумий, он делает первый свой шаг за Господом на крест,

Раиса Васи
06.04.2010, 23:46
Святитель Тихон, патриарх Московский
Дни памяти: Январь 29 (новомуч.), Март 25 (преставление), Сентябрь 26, Октябрь 5 (Моск. Свт.)ВасилийИванович Белавин (будущий ПатриархМосковский и всея Руси) родился 19января 1865 года в селе КлинТоропецкого уезда Псковской губернии, вблагочестивой семье священникас патриархальным укладом. Дети помогалиродителям по хозяйству, ходилиза скотиной, все умели делать своимируками.

Раиса Васи
11.04.2010, 00:21
На второй сессии этого же Собора под председательством Святейшего Патриарха Тихонабыла утверждена Служба святителю Софронию с тропарем, составленнымуправлявшим в то время Иркутской епархией архиепископом Иоанном, чтобывсе верующие имели возможность присоединить молитву святому угоднику кголосу церквей сибирских, высоко чтущих память своего светильника имолитвенника.

И в настоящее время верующие обращаются за помощью к святителюСофронию. Об этом свидетельствуют молитва, составленная в деньпразднования 40-летия прославления святителя 13 июля 1958 годамитрополитом Нестором (Анисимовым), тогда митрополитом Новосибирским иБарнаульским, торжественное празднование в 1971 году 200-летия со дняпреставления святителя Софрония в Золотоношской Красногорской женскойобители Покрова Божией Матери и в Иркутской епархии ("Журнал Московской Патриархии", 1971, № 9) иблагоговейное почитание его памяти всеми верующими Русской ПравославнойЦеркви.

Раиса Васи
11.04.2010, 00:24
Многократно (в 1833, 1854, 1870, 1909 гг.) его мощисвидетельствовались как нетленные и источающие благодатныечудотворения. Случившийся 18 апреля 1917 года пожар в Богоявленскомсоборе Иркутска оставил только кости святителя, но не умалил, а,наоборот, увеличил благоговейное почитание святителя верующим народом.Поместный Собор Русской Православной Церкви в определении от 10/23апреля 1918 года постановил совершить прославление святителя Софрония,причислив его к лику святых угодников Божиих. Само торжествопричисления святителя Софрония к лику святых было совершено 30 июня.

Раиса Васи
11.04.2010, 00:25
Святитель Софроний, епископ Иркутский и всея СибириДни памяти: Март 30, Июнь 10 (Сибир.), Июнь 30 (Прославление)

Святитель Софроний, епископ Иркутский и всея Сибири, преставился к Богу 30 марта 1771 года, на второй день Святой Пасхи.Пока ожидали решения Святейшего Синода о погребении, шесть месяцев еготело оставалось не преданным земле и за это время не подверглосьтлению. Уже тогда, ввиду этого обстоятельства, а также зная строгуюподвижническую жизнь святителя Софрония, паства стала почитать его какугодника Божия.

Раиса Васи
11.04.2010, 00:26
Святитель Софроний, епископ Иркутский и всея Сибири

Дни памяти: Март 30, Июнь 10 (Сибир.), Июнь 30 (Прославление)


СвятительСофроний, епископ Иркутский и всея Сибири, преставился к Богу 30 марта1771 года, на второй день Святой Пасхи.Пока ожидали решения СвятейшегоСинода о погребении, шесть месяцев еготело оставалось не преданнымземле и за это время не подверглосьтлению. Уже тогда, ввиду этогообстоятельства, а также зная строгуюподвижническую жизнь святителяСофрония, паства стала почитать его какугодника Божия.

Раиса Васи
11.04.2010, 00:34
Проводя большую часть жизни в путешествиях, святитель Иннокентийперевел на алеутский язык Катехизис, Евангелие, в 1833 г. написал наэтом языке одно из лучших творений Православного миссионерства -"Указание пути в Царствие Небесное"; в 1859 г. впервые услышали СловоБожие и Богослужение на своем родном языке якуты. Дважды (в 1860 и 1861гг.) святитель Иннокентий встречался с Апостолом Японии - святителем Николаем,передав ему свой духовный опыт. Замечательный проповедник, святительИннокентий говорил: "Только тот, кто избыточествует верою и любовью,может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердцаслушающих".


Начав апостольские труды приходским священником, святитель Иннокентийзавершил их на кафедре Московских первоиерархов (с 5.I.1868 по31.III.1879). Преданный воле Божией в течение всей жизни, он оставилзавет веры своим преемникам, указав на слова пророка: "От Господа стопычеловеку исправляются" (Пс. 36, 23).

Раиса Васи
11.04.2010, 00:36
Святитель Иннокентий (Вениаминов)Дни памяти: Март 31, Июнь 10 (Сибир.), Сентябрь 23, Октябрь 5 (Моск. Свт.)

Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополитМосковский и Коломенский (26.VIII.1797 - 31. III. 1879), прославленРусской Православной Церковью 6.X.1977.


Родился он в селе Ангинском Иркутской епархии. Апостол Америки и Сибирисвое благовестие пронес "даже до края земли": на Алеутские острова (с1823 г.), на шести наречиях местных племен, на о. Ситху (с 1834 г.),среди колошей (тлинкитов); в отдаленнейшие селения обширной Камчатскойепархии (с 1853 г.); среди коряков, чукчей, тунгусов в Якутском крае (с1853 г.) и Северной Америке (в 1857 г.): в Амурском и Уссурийском крае(с 1860 г.).

Раиса Васи
11.04.2010, 00:37
Святитель Иннокентий (Вениаминов)
Дни памяти: Март 31, Июнь 10 (Сибир.), Сентябрь 23, Октябрь 5 (Моск. Свт.)

СвятительИннокентий (Вениаминов), митрополитМосковский и Коломенский(26.VIII.1797 - 31. III. 1879), прославленРусской Православной Церковью6.X.1977.


Родился он в селе АнгинскомИркутской епархии. Апостол Америки и Сибирисвое благовестие пронес"даже до края земли": на Алеутские острова (с1823 г.), на шестинаречиях местных племен, на о. Ситху (с 1834 г.),среди колошей(тлинкитов); в отдаленнейшие селения обширной Камчатскойепархии (с 1853г.); среди коряков, чукчей, тунгусов в Якутском крае (с1853 г.) иСеверной Америке (в 1857 г.): в Амурском и Уссурийском крае(с 1860 г.).

Раиса Васи
16.05.2010, 23:42
Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена. Особенно заботился преподобный о бедных:построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров. Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 году. Он был погребен ввыкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году. К лику святых преподобный Феодосий был причислен в 1108 году. Из произведений преподобного Феодосия до нас дошли 6 поучений, 2 послания к великому князю Изяславу и молитва за всех христиан. Житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем, учеником великого аввы,через 30 с небольшим лет после его преставления и всегда было одним из любимейших чтений русского народа. Память преподобного Феодосия совершается также 3 мая, 28 августа, 2 сентября.

Раиса Васи
16.05.2010, 23:43
расположенную недалеко от обители, где подвизался, никем не зримый. Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его. Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: "Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу". Святой старец кротко послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и, по приезде, накормил в монастыре. Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии. Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия.

Раиса Васи
16.05.2010, 23:43
В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и, став на месте, не сходил с него до окончания Богослужения; чтение слушал с особым вниманием. В 1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1057 году избран игуменом. Слава о его подвигах привлекла множество иноков в обитель, в которой он построил новую церковь и келлии и ввел студийский общежительный устав, списанный, по его поручению, в Константинополе. В сане игумена преподобный Феодосий продолжал исполнять самые трудные послушания в обители. Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проходили у него без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других. Никто не видел, чтобы преподобный Феодосий спал лежа, обычно он отдыхал сидя. Во время Великого поста святой удалялся в пещеру,

Раиса Васи
16.05.2010, 23:44
Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери - женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но Преподобный твердо стал на путь подвига. На 24-м году он тайно покинул родительский дом и постригся, по благословению преподобного Антония, в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.
Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку.

Раиса Васи
16.05.2010, 23:46
Преподобный Феодосий Печерский
Дни памяти: Май 3, *Август 14 (Перенесение мощей), *Август 28 (Печер.(Д)), *Сентябрь 2
Преподобный Феодосий Печерский, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился в Василеве, неподалеку от Киева. С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь.

Раиса Васи
19.05.2010, 20:40
В 1675 г. татары осадили Почаевский монастырь. На третий день осады, во время чтения акафиста, над монастырем явилась Сама Царица Небесная. Татары пробовали пускать стрелы в небесное явление, но стрелы возвращались назад и поражали их самих. Тогда татары бежали.
В 1721 г. Почаевским монастырем завладели униаты. Чудотворную икону Божией Матери они чтили, но доступ к мощам преподобного для верующих закрыли. Однако же через 20 лет чудеса преподобного заставили их допустить к ним верующих.
В 1831 г. униаты были воссоединены с Православной Церковью. Мощи преподобного были вновь торжественно открыты, а Почаевский монастырь объявлен Лаврой.

Раиса Васи
19.05.2010, 20:41
В свободное время преп. Иов любил заниматься садоводством и развел в Почаеве прекрасный сад.
В 1620 г. он принимал участие в Киевском Соборе, осудившим унию и постановившем твердо стоять за православие. Под постановлением этим есть подпись: «Иоанн Железо, игумен Почаевский».
Иов Почаевский
Скончался преп. Иов 28-го октября 1651 года. Мощи его были открыты в 1659 году после трехкратного его явления митрополиту Киевскому Дионисию. Вскоре после этого в обитель приехала на богомолье Ева Домашевская. Ночью она увидела, что в Троицкой церкви сияет свет и услышала пение. Служанка ее, девица Анна, пошла узнать, какое служение совершается, и к своему ужасу увидела, что церковные двери открыты, а посреди церкви, между двумя ангелами, молится в необычайно светлом одеянии преп. Иов. Обратившись к девице, он приказал ей позвать игумена Досифея, в это время безнадежно больного, и дал ей для него плат, омоченный в миро. Больной, получив этот плат, помазался им и получил исцеление.

Раиса Васи
19.05.2010, 20:42
Обитель он окружил оградой с помощью благочестивых помещиков Феодора и Евы Домашевских и воздвиг Свято-Троицкий собор, а потом и еще шесть меньших церквей. Он создал Почаевскую типографию и продолжал писать в защиту православия. Сохранилась одна из его книг под заглавием «Книга Иова Железа, игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная». В 1889 году она была издана под заглавием «Почаевская Пчела».
Типография преп. Иова, возобновленная в начале этого века архимандритом Виталием (Максименко), была им вывезена после русской революции за границу и ныне продолжает существовать в Америке, в Свято-Троицком монастыре, обслуживая духовные нужды русской эмиграции.
Много скорбей принес преп. Иову наследник Анны Гойской, лютеранин Фирлей. Оп завладел монастырскими землями и даже чудотворной иконой. Но св. икона была возвращена монастырю, после того как жену Фирлея постигло за кощунство над ней Божие наказание, а земли были возвращены судом незадолго до кончины преподобного.

Раиса Васи
19.05.2010, 20:42
Он был делателем непрестанной молитвы Иисусовой — «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго», доводящей подвижника до высоких духовных степеней. Вот, то о нем повествует его ученик и сподвижник Досифей, ставший по его кончине его преемником по игуменству. «Однажды, когда молился преподобный в той пещере, вдруг облистал его свет благодати Божией, сиявший по всей церкви в течение двух часов непрестанно. Я же, увидев его, в великом ужасе пал на землю, побежденный таким чудным видением».
Какой силы достиг святой старец над грешной душой человеческой, показывает следующий случай: однажды, придя ночью на гумно монастырское, он увидел вора, который хотел взвалить себе на спину куль зерна. Преподобный помог ему поднять этот куль, но напомнил ему об ответе на страшном Суде Христовом. Потрясенный кратким словом святого, грешник упал ему в ноги с мольбой о прощении.
В обители преп. Иов ввел общежительный устав.

Раиса Васи
19.05.2010, 20:43
Преп. Иов жил в эти тяжелые времена. Он родился в 1550 г. в Галиции и назывался в миру Иоанн Железо. Десятилетним отроком он поступил в Угорницкий монастырь. В этом раннем возрасте он так преуспел в иноческих подвигах, что 12-ти лет был уже пострижен в мантию с именем Иова, по достижении совершенного возраста возведен в священнический сан, а тридцати лет удостоен великой схимы, причем ему было возвращено имя Иоанн. Он особенно любил это имя и всегда им подписывался, но к лику святых он был причислен с именем Иова.
По просьбе князя Острожского, преп. Иов был переведен в находившийся в его владениях Дубенский монастырь, где стал настоятелем и много писал в защиту православия. Однако же, жажда подвижнического уединенного жития заставила его перейти на св. гору Почаевскую, но и там его избрали настоятелем. Для молитвенных подвигов он удалился в каменную пещеру: ноги его покрылись ранами так, что обнажились кости.

Раиса Васи
19.05.2010, 20:43
Самым видным из них был князь Константин Острожский, вокруг которого образовался круг ученых. Он основал в своем городе Остроге духовную академию и типографию, и они много писали в защиту православия.
На следующий же год после объявления унии, Анна Гойская, ради укрепления православия, передала хранившуюся у нее чудотворную икону монахам-отшельникам, подвизавшимся на горе, называвшейся Почаевской, и с тех пор святая эта икона стала именоваться Почаевской иконой Божией Матери.
Почаевская гора находилась недалеко от имения Анны Гойской и стала известной давно, еще во времена татарского нашествия в 1240 году. Сама Пресвятая Богородица явилась на ней пастухам, причем в память этого соблаговолила оставить след Своей стопы, так и называющийся «Стопа Пресвятой Богородицы». С тех пор на этой горе стали подвизаться отшельники, на ней нашли убежище и монахи разрушенного Киево-Печерского монастыря. Со времени перенесения на Почаевскую гору чудотворной иконы Божией Матери там основался монастырь.

Раиса Васи
19.05.2010, 20:44
В 1596 г. над православной верой, по попущению Божьему, разразилось страшное несчастие: дело было в том, что, преследуя православных, польское правительство старалось сделать так, чтобы епископские кафедры замещались лицами не стойкими в православии, и эти епископы согласились признать власть папы на соборе, созванном в Брест-Литовске.
Православный обряд сохранялся, но лица, согласившиеся на это соединение, или унию, стали католиками. А народ, оставшийся верным православию и не признававший Брестскую унию, католики стали еще больше теснить и угнетать.
Тогда многие стали уходить в степи и заднепровские пороги и там образовали вольное казацкое войско, которое много раз поднимало восстание для защиты православной веры.
Другие стали объединяться в церковные братства или же становиться под защиту вельмож, оставшихся верными православию.

Раиса Васи
19.05.2010, 20:45
Преподобный Иов Почаевский
Дни памяти: *Май 6, *Август 28 (Обретение мощей), *Октябрь 28
После татарского нашествия вся юго-западная Русь, опустошенная и разоренная, почти обезлюдела. Через сто лет ее заняли литовские войска. А когда в конце 15-го века была провозглашена Люблинская уния и Польша с Литвой были соединены, то для коренного русского православного населения наступили тяжкие времена угнетения православной веры.
В 1559 г. приехал на Волынь греческий митрополит Неофит и привез с собой чудотворную икону Божией Матери. По внушению свыше он оставил ее в доме благочестивой помещицы Анны Гойской.

Раиса Васи
19.09.2010, 14:17
В 1672 году в Каневском монастыре нашел приют сын Богдана Хмельницкого, Юрий. Гетман Дорошенко, ходатайствовавший перед митрополитом Иосифом о назначении преподобномученика Макария, неоднократно посещал Каневского настоятеля и в 1675 году перешел в русское подданство, отказавшись от подданства Турции, по-видимому, не без совета преподобномученика Макария. В ответ турецкие власти послали в Малороссию войска. 4 сентября 1678 года захватчики ворвались в монастырь. Святой Макарий встретил врагов с крестом в руках на паперти храма. Турки потребовали от преподобного выдать им монастырские сокровища. Услышав ответ святого, что его сокровище на Небе, разъяренные разбойники повесили настоятеля за руки и за ноги между двух столбов. Через два дня преподобномученику отрубили голову (+ 7 сентября 1678 года). Свидетели мученической кончины архимандрита Макария внесли его тело в монастырский храм, в котором для безопасности затворились. Но вернувшиеся турки обложили церковь дровами и сожгли всех скрывшихся в храме. Когда оставшиеся в живых горожане Канева стали разбирать тела погибших, то только одно тело было найдено в целости и было как бы живое - это тело преподобномученика Макария, одетое во власяницу, с крестом на груди и с другим крестом в руке. Святое тело было погребено в том же храме под жертвенником 8 сентября 1678 года.
Святой преподобномученик Макарий был мужем высоко праведной и духовной жизни, прославленный еще при жизни чудотворением и даром прозорливости. В Каневе он исцелил слепого и умирающего.
В 1688 году при обновлении храма гроб преподобномученика был открыт и в нем обретено нетленное тело святого. В связи с опасностью нападения на Каневскую обитель 13 мая 1688 года святые мощи были торжественно перенесены в Переяславскую полковую Воскресенскую церковь. Туда же перенесли любимую книгу преподобномученика "Беседы Иоанна Златоуста на 14 посланий святого апостола Павла" (Киевское издание 1621 - 1623 гг.) с его собственноручной записью на одном из листов. При епископе Захарии (Корниловиче) в 1713 году мощи были перенесены в новопостроенный храм Михайловского Переяславского монастыря, а после его закрытия почивали с 4 августа 1786 года в Переяславском Вознесенском монастыре.
В 1942 году мощи были перенесены в Троицкую церковь города Черкассы, а с 1965 года находятся в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы того же города.

Раиса Васи
19.09.2010, 14:18
Святой преподобномученик Макарий родился в 1605 году в городе Овруче, на Волыни, в знатной семье Токаревских, известных ревнителей Православия. В 1614 - 20 годах святой обучался при Успенском Овручском монастыре и по смерти родителей стал иноком этого монастыря, начав свое служение с меньшего монастырского чина - послушника. В 1625 году инок Макарий, с благословения архимандрита, оставляет Успенский монастырь и направляется к епископу Пинскому Аврамию, который определяет его в Купятичский Пинский монастырь. В 1630 году посвящен в сан иеродиакона, а в 1632 году - в сан иеромонаха. Слава об образцовом монашеском житии иеромонаха Макария распространилась за пределы Купятичского монастыря, и в 1637 году братия Симоновского Брестского монастыря обратилась с просьбой к игумену Купятичского монастыря Илариону (Денисовичу) отпустить к ним в настоятели святого Макария. Но иеромонах Макарий был необходим и Купятичскому игумену. В 1637 году настоятель Купятичского монастыря послал его к Киевскому митрополиту Петру Могиле для вручения собранных братией денег на перестройку Киевского Софийского храма и для испрошения помощи на постройку и обновление разрушавшейся монастырской церкви. Увидя в иеромонахе Макарии преданного сына Церкви Божией, митрополит выдал ему универсальный лист для сбора пожертвований, а в 1638 году назначил его настоятелем Каменецкого Воскресенского монастыря (Гродненская область). До ограбления и захвата монастыря униатами в 1642 году преподобный Макарий руководил братией Воскресенского монастыря. В суровое время братия Купятичского монастыря призвала в игумены преподобного Макария, который удерживал этот монастырь до 1656 года. С 1656 по 1659 годы преподобный Макарий возглавлял Пинский монастырь, а с 1660 года в сане архимандрита преподобный Макарий руководил братией родного Успенского Овручского монастыря. Более десяти лет продолжалась непрерывная борьба с латино-поляками в Овруче. Но ни отторжение доминиканцами пахотных земель, принадлежащих монастырю, ни разбойничьи грабежи движимого имущества, ни побои, ничто не могло заставить братию покинуть монастырь. Только в 1671 году, после опустошения Овруча татарами, святой архимандрит Макарий покинул монастырь, в котором не осталось ни одного монаха, и отправился для духовных подвигов в Киево-Печерскую Лавру. Но защитники Православия, подобные преподобному Макарию, нужны были не только в Киеве, но еще более вне Киева. Митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский) назначил архимандрита Макария настоятелем Каневского монастыря. Так, после тридцати лет борьбы с униатами преподобный Макарий снова на переднем крае нестихающей битвы за Православную веру.

Раиса Васи
19.09.2010, 14:20
Преподобномученик Макарий Каневский
Дни памяти: Май 13 (перенесение мощей), *Июнь 4 (Белорус.), *Сентябрь 7
Преподобномученик Макарий Каневский жил в XVII веке. Это было тяжелейшее время для православных людей Западной Руси. Жизненный подвиг, совершенный преподобномучеником, был подвигом защиты Православной веры в условиях неравной изнурительной борьбы, когда защищать можно было только будущее Русской Православной Церкви, поскольку то, что сохранялось от проносящегося урагана унии, сносилось татарскими набегами.

Раиса Васи
22.09.2010, 19:07
Всем Святым в земле Российской просиявшим


О, Господи! Прости меня, помилуй!
Душа с Тобою жаждет говорить,
Но с ног валюсь , и нет к молитве силы,
Ты дай мне об усталости забыть.

Молю тебя, мой Ангел, мой Хранитель,
И Ты со мною пламенно взмолись
Всем тем, кого прославил наш Спаситель
Отцам Святым, чьи души вознеслись.

Всем им, в земле Российской просиявшим,
Кто в муках кровь свою за нас пролил,
И тем, кто смог изжить при жизни страсти,
И тем, кто не бесстрастно, но любил.

Поклон Вам - тем, кто Церковью прославлен,
И тем, кого прославил Сам Господь,
Сегодня Церковь наша, Православная,
Хвалу и Славу всем вам воспоёт.

Раиса Васи
03.10.2010, 22:18
Но, относясь безразлично и даже с уважением к христианству, ханы требовали и от наших князей исполнения некоторых своих суровых обрядов, например: прохождения через очистительный огонь, прежде чем явиться перед ханом, поклонения изображениям умерших ханов, солнцу и кусту. По христианским понятиям это является изменой святой вере и некоторые из наших князей предпочли претерпеть смерть, чем выполнить эти языческие обряды. Среди них следует вспомнить Черниговского князя Михаила и его боярина Феодора, пострадавшего в Орде в 1246 году.
Когда хан Батый потребовал к себе Черниговского князя Михаила, то он, приняв благословение от своего духовного отца епископа Иоанна, обещал ему, что он скорее умрет за Христа и святую веру, чем поклонится идолам. То же обещал и боярин его Феодор. Епископ укрепил их в этой святой решимости и дал им святые Дары в напутствие вечной жизни. Перед входом в ставку хана монгольские жрецы потребовали с князя и боярина, чтобы они поклонились на юг могиле Чингисхана, затем огню и войлочным идолам. Михаил ответил: «Христианин должен поклоняться Творцу, а не твари».
Узнав об этом, Батый озлобился и велел Михаилу выбирать одно из двух: или исполнить требование жрецов, или смерть. Михаил ответил, что он готов поклониться хану, которому Сам Бог предал его во власть, но не может исполнить того, чего требуют жрецы. Внук Михаила, князь Борис, и ростовские бояре умоляли его поберечь свою жизнь и предлагали принять на себя и на свой народ епитимью за его грех. Михаил не хотел слушать никого. Он сбросил с плеч княжескую шубу и сказал: «Не погублю души моей, прочь слава тленного мира!» Пока носили ответ его хану, князь Михаил и боярин его пели псалмы и приобщились святых Даров, данных им епископом. Скоро явились убийцы. Они схватили Михаила, начали бить кулаками и палками по груди, потом повернули лицом к земле и топтали ногами, наконец отсекли ему голову. Последнее слово его было: «Я христианин!» После него таким же образом был замучен его доблестный боярин. Святые мощи их почивали в Московском Архангельском соборе.
В начале XIV века (1313 г.) ханы приняли мусульманство, которое всегда отличалось фанатизмом и нетерпимостью. Впрочем, ханы продолжали держаться в отношении к русским древнего закона Чингисхана и обычаев своих предков, — и не только не преследовали христианства в России, но даже покровительствовали Российской Церкви. Этому много способствовали знаменитые князья и архипастыри Русской Церкви, которых Господь воздвигал в это тяжелое для России время.

Раиса Васи
03.10.2010, 22:20
Мученики князь Михаил и боярин Феодор Черниговские
Дни памяти: *Февраль 14, *Сентябрь 20
Около середины XIII века (1237-1240 г.) Россию постигло нашествие монголов. Сначала опустошены были Рязанское и Владимирское княжества, потом в южной России были разрушены города Переяславль, Чернигов, Киев и другие. Народонаселение этих княжеств и городов большей частью погибло в кровавых сечах; церкви были ограблены и поруганы, знаменитая Киевская лавра была разрушена, а иноки рассеялись по лесам.
Впрочем, все эти страшные бедствия были как бы неизбежным следствием вторжения диких народов, для которых война была поводом к грабежу. Монголы обычно относились безразлично ко всем верам. Основным правилом их жизни служила Яса (книга запретов), содержащая в себе законы великого Чингисхана. Один из законов Ясы велел уважать и бояться всех богов, чьи бы они не были. Поэтому в Золотой орде свободно служились богослужения разных вероисповеданий и сами ханы нередко присутствовали при совершении и христианских, и мусульманских, и буддийских, и других обрядов.

Раиса Васи
03.10.2010, 22:27
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский
Дни памяти: *Май 23 (Ростов.), *Июль 19, *Сентябрь 21 (Обретение мощей), *Октябрь 28
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, прибыв в 1702 году на Ростовскую кафедру, прежде всего посетил монастырь святителя Иакова, епископа Ростовского (память 27 ноября и 23 мая). В соборной церкви в честь Зачатия Пресвятой Богородицы он совершил литургию, после которой при всех присутствовавших в храме определил на правой стороне место своего будущего погребения со словами: "Се покой мой, зде вселюся в век века". Преставился святитель Димитрий 28 октября 1709 года. Несмотря на желание Святителя, выраженное в завещании, духовенство и жители Ростова просили прибывшего для погребения местоблюстителя патриаршего престола Рязанского митрополита Стефана Яворского совершить погребение в соборном храме города, рядом с предшественником святителя Димитрия, святителем Иоасафом. Митрополит Стефан, соблюдая завещание своего почившего друга, настоял на погребении тела святителя Димитрия в указанном месте. Однако до прибытия митрополита Стефана место погребения приготовлено не было, хотя со дня кончины прошло около месяца. В связи с неотложным отъездом митрополита Стефана из Ростова в выкопанной могиле был сделан наскоро заготовленный деревянный сруб, в котором 25 ноября было погребено тело святителя. Это обстоятельство, предусмотренное Промыслом Божиим, привело к скорому обретению мощей. В 1752 году производился ремонт в соборной церкви монастыря, и 21 сентября при починке опустившегося пола было обнаружено нетленное тело святителя Димитрия. Место погребения оказалось сырым, дубовый гроб и находившиеся в нем рукописи истлели, но тело святителя, а также омофор, саккос, митра и шелковые четки сохранились нетленными. После обретения у святых мощей совершалось множество исцелений, о чем было донесено Синоду, по предписанию которого в Ростов прибыли Суздальский митрополит Сильвестр и Симоновский архимандрит Гавриил для освидетельствования мощей святителя Димитрия и происшедших чудесных исцелений. Последовал указ Синода от 29 апреля 1757 года о причислении к лику святых святителя Димитрия, митрополита Ростовского и установлении празднования 28 октября (день преставления) и 21 сентября (день обретения мощей)

Раиса Васи
09.10.2010, 16:54
Преподобный Ефрем Перекомский, Новгородский, игумен
Дни памяти: *Май 16, *Сентябрь 26
Родился 20 сентября 1412 г. в городе Кашине Тверской губернии в
купеческой семье. Родители его обещали, что если у них будет сын, то они посвятят его Богу. С юных лет отрок стал вести жизнь постническую, изнуряя тело свое и удаляясь от детских игр. Оставив родительский дом, преподобный ушел в Калязинский монастырь Живоначальной Троицы. Пробыв в обители три года, он по чудесному откровению перешел в монастырь преподобного Саввы Вишерского (+ 1461; память 1/14 октября), где в 1437 г. принял монашеский постриг.
Родители, найдя преподобного Ефрема в обители, решили уговорить его возвратиться домой, но юный подвижник убедил их самих поступить в монастырь. В 1450 г. по благословению игумена святой поселился в келлии для безмолвных подвигов на озере Ильмень, близ устья реки Веренды. Здесь, смиряя «плоти похотныя мудрование», изнуряя себя «постом и молитвами» и претерпевая «жестокое житие», преподобный Ефрем пребыл «в пощениих многа лета», подражая древним великим отцам-пустынножителям.
Приняв сан пресвитера, св. Ефрем положил основание монастырю в честь Богоявления. Для удобной доставки воды в обитель преподобный прокопал проток из реки Веренды в Ильмень-озеро, от чего обитель получила название Перекопской, или Перекомской.
После многих иноческих трудов преподобный Ефрем преставился 26 сентября 1492 г. 80 лет от роду. В 1509 г. монастырю грозило разрушение из-за частых наводнений. Преподобный Ефрем, явившись во сне игумену, указал новое место для расположения обители.