PDA

Просмотр полной версии : Евангельское движение в России. Истоки, реалии, тенденции... /21.04.2010/


Timofei
21.04.2010, 23:13
"Всем, кто хотя бы мало-мальски знаком с историей евангельского движения в России, отлично известно, что оно начиналось российской интеллигенцией, причем, в большей степени аристократической, чем разночинной. Кстати, предшественники этого движения – российские лютеране и кальвинисты иностранного происхождения, имевшие свои конгрегации в стране еще со времен Василия III и Иоанна IV Грозного, являлись, по преимуществу, служилыми людьми или т.н. «знатцами».2 То есть у истоков протестантизма в России находились люди не просто образованные, квалифицированные, но и социально ангажированные, востребованные, личностно состоявшиеся. Разумеется, что российский протестантизм именно вследствие этого изначально был избавлен от духа сектантства и общественной пассивности" (Владимир Солодовников. Опытным путем. с. 89).

Timofei
21.04.2010, 23:15
"По мере своего становления в российской действительности протестантизм пополнялся представителями менее активных социумов (преимущественно, крестьянами и ремесленниками). Таким образом, евангельские верующие в России – по крайней мере в дореволюционное время – были полисоциальны. Можно утверждать, что социальный состав в российском протестантизме, в целом, тогда отличался относительной сбалансированностью. Несомненно, что верующая интеллигенция оказывала мощное влияние на отечественных протестантов, особенно в плане культивации сознательной веры в Иисуса Христа как единственного и личного Спасителя, а также общественно-экономической и общекультурной активности." (там же).

Timofei
21.04.2010, 23:19
"В канун революционных потрясений евангельские верующие из числа интеллектуалов или ориентированных на них дрейфовали в сторону умеренно-либерального или умеренно-консервативного устройства России, тогда как крестьяне из числа штундо-баптистов имели пробольшевистскую, лево-эсеровскую или даже анархистскую ориентацию, то есть были настроены радикально-революционно. В документах IV миссионерского съезда в Киеве (1908 г.) отмечалось: «Штундисты… очень небезучастными оказались и по отношению к освободительному движению. Выступали они и в рядах революционеров, были и среди бунтовавших матросов в Севастополе и Кронштадте, играли видные роли на различных митингах… В общественно-политическом отношении штундизм имеет громадное значение, пользуясь в пропаганде своей социал-демократическим учением»." (там же с. 90)

Timofei
21.04.2010, 23:22
"Таким образом, произошел синтез социальных маргиналов (штундо-баптистов из числа крестьян-аутсайдеров батрацкого пошиба) с аутсайдерами политическими (большевиками, левыми эсерами, анархистами). Оказавшись в октябре 1917 года у кормила государственной власти, аутсайдеры-большевики нашли вполне естественных союзников в лице самых разномастых социальных аутсайдеров, включая люмпенизированную часть отечественных протестантов, которую именовали «сектантами». Использовать всерьез сектантский фактор В.И. Ленин предполагал, еще только обдумывая перспективу революционного переворота в стране. Известно, что в 1890 году он общался со штундистами." (там же).

Timofei
21.04.2010, 23:25
"По словам своего соратника В.Д. Бонч-Бруевича, В.И. Ленин всегда интересовался их взглядами, зафиксированными в безграмотных «рукописях»: «Как-то раз… он сказал: «Как это интересно. Ведь это создал простой народ. Ведь вот наши приват-доценты написали пропасть бездарных статей о всякой философской дребедени… Вот эти рукописи, созданные самим народом, имеют во сто раз большее значение, чем все их писания». * *Коммунистическая верхушка, внедряя в отечественную почву безбожную и античеловечную утопию, «всегда остро ощущала чуждость русской культуры своим идеям, отсюда – лозунг «организованного упрощения» и «понижения» культуры, с которым выступали видные *идеологи большевиков Н.И.Бухарин, А.К.Гастев, М.Ю.Левидов и др.» Эти же «идеологи не остановились, а разработали теорию о моральном превосходстве физического труда над умственным»" (там же с. 91).

Timofei
21.04.2010, 23:26
"Именно поэтому маргинальная часть российских протестантов открыто поддержала большевиков, как в годы «военного коммунизма» (красного террора), так и в период НЭПа. 15 ноября 1921 года газета «Известия» писала: «Идея о пользе сотрудничества сектантов с коммунистами-большевиками в деле насаждения коммунизма… получила… официальное признание. …Самые большие препятствия коммунисты встречают в настоящее время со стороны мелко-буржуазной стихии, состоящей из миллионной массы крестьян… Масса сектантства… с успехом может бороться с мелко-буржуазной стихией, побеждая ее тлетворный дух… животворящим духом коммунизма»" (там же с. 92).

Timofei
21.04.2010, 23:28
"Управляющий делами Совнаркома В.Д. Бонч-Бруевич констатировал: «И Наркомюст, и НКВД, и НК РКИ признали в громадных сектантских массах… наличность элементов, которые нам содружествуют». Популярный большевистский деятель А.И. Рыков говорил на этот счет следующее: «Сектантство наше в высшей степени разнообразно. Мы знаем, что на почве религиозного движения имели место и революционные движения… Мы знаем сектантское движение, которое в период революционный иногда сотрудничало с нами…»" (с. 93)

Timofei
21.04.2010, 23:29
"Испытывая – пусть и чисто тактические – симпатии к социально близким протестантам-маргиналам, большевики в течение 70 с лишним лет целенаправленно проводили дезинтеллектуализацию протестантских общин. В 20-30-е годы коммунисты почти полностью физически уничтожили нашу интеллигенцию (включая, научно-техническую, служилую, рабочую, крестьянскую и предпринимательскую)*. Вплоть до перестройки ими практиковалась открытая или закамуфлированная дискриминация верующих в области высшего образования (за веру исключали из ВУЗов или в ВУЗы не принимали). Таким образом, «ленинцы» превращали нас в «темных и необразованных», то есть в… маргиналов. Им была страшна наша осознанная вера, наше воздействие на духовно-нравственное состояние общества. Поэтому на атеистических лекциях публике вдалбливалось, что верующие «несознательные», что они-де изначально против достижений науки, искусства и образования". (с. 94)

Timofei
21.04.2010, 23:32
"Заметим, что большевистская политика дезинтеллектуализации принесла свои вредоносные плоды практически во всех протестантских деноминациях России. «Это как раз и подтверждается присутствием в наших общинах пасторов, считающих (как и гонители-большевики – вот ведь парадокс!), что христианство и культура несовместимы». Помимо этого, коммунистам удалось создать феномен – пусть и гонимого – но исключительно рабоче-крестьянского протестантизма, в котором интеллигенция до сих пор составляет тончайшую «прослойку». Этот протестантизм слаб уже хотя бы потому, что он социально несбалансирован. Например, в целом, в протестантской среде в России свыше 80% рабочих и крестьян. Причем, свыше 80% это – женщины, 75% - люди пенсионного возраста. Разумеется, в разных протестантских деноминациях эти соотношения – разные. Например, в евангелическо-лютеранских общинах творческая и научно-техническая интеллигенция составляет 55%, но там есть дрейф в сторону этно-культурного христианства" (с. 94).

Timofei
21.04.2010, 23:34
"Увы, зачастую лидеры некоторых протестантских деноминаций еще с советских времен практикуют культ «великого простеца», а христианская миссия сориентирована, прежде всего, на социальных аутсайдеров – осужденных и бомжей. Миссия социально запущенным людям, сама по себе, важна, однако она превалирует над миссией интеллигенции, предпринимателям и вообще общественно активным и востребованным социумам. Как отмечает, современный российский философ и культуролог Г.С. Померанц: «Думать о Боге трудно, и на место Бога становится идол народа…" Но, как подчеркивает тот же Г.С. Померанц, «То, что у нас обычно называют народом, совсем не народ, а мещанство. Это мещанство хочет называть себя народом, подчинить себе интеллигенцию, заставить ее относиться к себе как к норме или образцу…» При этом мещанство не воспринимает выдающихся достижений и выдающихся носителей подлинной народной духовности. Оно маргинально и воинственно. Печально, что российский протестантизм сейчас буквально пропитан им" (с.95).

Timofei
21.04.2010, 23:37
"Попытки выйти из этого явного штопора либо чрезвычайно робки, либо декларативны. Все это не лучшим образом сказывается на духовной дееспособности российских протестантов, а также их общественном реноме: на уровне общественного сознания россиян имидж протестантов, скорее, отрицательный, чем положительный." (с. 96)

Андрей Гмад
22.04.2010, 03:01
Тимофей, не знаю где вы набрались этой ерунды!!! Мой прадед уже был баптистом. Это чудовищная ложь, что мы участвовали в революции! Мы всегда были за отделение церкви от гос-ва и не участвовали в политикe. Нас до 17 гнала РПЦ, называя штундистами, потом советская власть. Мой прадед прошёл сталинские лагеря за проповедь евангелия.. Я еще в теме языков вам ответил..

Андрей Гмад
22.04.2010, 03:04
Все это клевета РПЦ на нас. Если кто мог участвовать в революции, то это они. Ведь все это и сотворили "крещенныe люди"..

Timofei
22.04.2010, 11:25
Андрей, спасибо что не закидали меня камнями. Эту информацию я почерпнул от баптистского служителя. К тому же в статьях есть ссылки на литературные источники. О том что ЕХБ присвоило себе брэнд евангельских христиан известно из многих источников. К тому же в статье не говорилось что все баптисты принимали участие в революции, но маргинальная часть опять же не масштабно. У нас много родственников баптистов и друзей, но многое в истории вашего братства остается непознным и неоднозначным. Но то что думающих людей у нас и у вас не любят, с этим могу согласиться. Вообще протестантизм постсоветского пространства унифицирует людей, и подходит "простым" людям, а руководство придерживается доставшуюся от советских времен «диктатуру пролетариата» по крайней мере в регионах.

Евгений Офана
22.04.2010, 11:29
Тимофей. Я заметил, что вы часто не просто правильно излагаете, но и красиво. Это не всем дано. Слава Богу за вас.

Андрей Гмад
22.04.2010, 13:36
Они не присвоили.. Эти течения объединились, добровольно. Вы писали в теме о языках, что советская власть несколько течений согнала в один баптистский союз. Извините, но на мой взгляд, это глупость, ведь Враг всегда старается разделить, сеять как пшеницу, а вовсе не объединять христиан..

Андрей Гмад
22.04.2010, 13:43
А тот служитель у которого вы почерпнули эту информацию, по-моему просто "иуда".. Лично я читал историю братства, сведения из разных источников.. И не совсем понимаю, что вы хотите сказать ???

Андрей Гмад
22.04.2010, 13:48
А вы Евгений- искуситель. Сначала в теме на евреев гнали, теперь сюда пришли.. Вы сами то какой конфессии?

Евгений Офан
22.04.2010, 13:53
Андрей. Мне просто понравилась фраза Тимофея в 11:25.
Ко всем конфессиям я абсолютно равнодушен

Коршко
22.04.2010, 15:50
Иисус, я так Тебя люблю.
Разлука страшна для меня.
Тебя всем сердцем я хвалю,
Я не хочу жить без Тебя.
Мне страшно друга потерять,
Такого верного,как Ты.
И невозможно передать,
Как холодно без теплоты
Твоих лучистых светлых глаз,
Твоей любви и доброты,
Один лишь Ты спасаешь нас
От этой вечной мерзлоты.
Я мерзлотой считаю грех.
Он словно пропасть на пути.
Но Ты,Ты умер ведь за всех.
Ты смог людей от зла спасти.
Твоя любовь спасла меня
От вечных мук,небытия.
И Твоя твёрдая рука
Навстречу дню ведёт меня.

Timofei
22.04.2010, 18:04
Извините, но на мой взгляд, это глупость, ведь Враг всегда старается разделить, сеять как пшеницу, а вовсе не объединять христиан..
------------
зачем слово враг с большой буквы писать? интересно все баптисты так думают. тогда почему с харизматами не объединиться? я думал все баптисты очень консервативны и держаться особняком от мистических течений, а оказывается в харизматах вся причина разделений, не хотят с баптистами объединяться в один союз. постойте но тогда мне непонятно, почему, если пастор ЕХБ или большинство прихожан поместной общины начинают практиковать иные языки, их быстренько из союза исключают и провожая говорят: "вам ребята к пятидесятникам нужно!". почему такое строгое отношение к инакомыслящим? а наверно потому что они, как вы выразились "иуды"?!

Андрей Гмад
22.04.2010, 18:11
Почему исключают из союза тех кто начинает практиковать языки, лично я не в ответе... Почему не объединятся ? Не хотят, разногласий много. Не удивительно когда разделяются, удивительно когда объединяются !

Григорий Цука
22.04.2010, 22:24
К тому же в статье не говорилось что принимали участие в революции, но все баптисты маргинальная часть опять же не масштабно.
Сначала долго объяснял, что баптисты - маргиналы. Когда я уже согласился поверить что "они все такие", какими нарисовал, прояснилось что, мягко говоря, это не совсем так. Оказывается они - НЕ ВСЕ такие, а только маргинальная часть. А когда уточнил, что и эта часть принимала участие не масштабно, то я подумал: на что ты тратил время, убеждая то в одном, то другом.
Насчет "бренда" думаю и говорить нечего. Просто маргиналы присвоили название интеллектуалов, да сделали это настолько по-маргинальски, что интеллекты молча согласились.
Тимофей к какому юмору можно отнести приглашение присоединиться к харизматам. *Сам ведь говорил, что чудят ребята без баяна и еще как, или соглашался с этим, прости, точно не помню. Что это за "союз" будет?

Timofei
22.04.2010, 23:10
Григорий долго я ничего не объяснял, я лишь процитировал статью. Если бы баптисты совершили революцию я бы написал что это было масштабно. В статья говорилось:"Выступали они и в рядах революционеров, были и среди бунтовавших матросов в Севастополе и Кронштадте, играли видные роли на различных митингах…".

Григорий Цука
22.04.2010, 23:16
Тимофей, я понимаю, что ты только цитировал. Но цитировал ты, и цитировал то, что хотел донести до других. А эти мнения безбожных совнаркомовцев с каких пор стали такими авторитетными ? *Эти люди чесны и заслуживают доверия? Я бы поискал учителей себе не там. До этого экскурса в историю мне так нравилась твоя рассудительность. *Увы! все мы ошибаемся.

Timofei
23.04.2010, 11:19
Григорий это публикация евангельского пастора, с которым я лично знаком. Он возрожденный человек, он 25 лет пробыл в ЕХБ. Он знает проблемы протестантизма изнутри. Он попытался вскрыть то, что не хотят признавать другие. Одних оппонентов это цепляет за живое, другие считают что подобно вскрытие вызовет еще больше негативное отношение светского общества к евангельским христианам, а в среде верующих сомнения касаемо религиозной практики их деноминации, и действий руководства общины. И я разделяю точку зрения Владимира Солодовникова: "Увы, но очень похоже, что упоминание о прогрессирующей маргинализации российского протестантизма, равно как и констатация того, что он не сумел реализовать тех возможностей, которые ему открылись после падения СССР, становится общим местом. В свою очередь, это свидетельствует о том, что практически все протестантские деноминации страны переживают нынче затяжной и в разной степени осознаваемый ими самими кризис".

Александр Как
23.04.2010, 13:15
Тимофей.спасибо за обзорный экскурс в историю,очень познавательно.Такое ощущение,как будто ты приподнял ковер,а там мусор...теперь начались дебаты-что с ним делать.

Андрей Гмад
23.04.2010, 16:57
А я вообще не совсем понял смысл всего этого. Обвинить баптистов в том, что они участвовали в революции? Интересно, и как они, прямо с оружием участвовали в перевороте? С трудом могу представить таких "баптистов". Могу за прадеда ответить- он покаялся в 1 Мировую, в плену в Австрии, ни он, ни его дети точно не участвовал в революции.

Alex K
23.04.2010, 18:22
Мне тоже показалось, что Тимофею или крышу снесло, или кто-то вместо него пишет, или он выдавал себя не за того, кто есть на самом деле. Прости, братан...

Игорь Хкам
23.04.2010, 20:31
Я думаю, что мыслящий человек, не может не замечать кризис, который переживает современная церковь. Тимофей поднимает не популярные вопросы. Мы сильны не против истины, а за истину. Друзья, если задеты ваши религиозные чувства, может быть вы не на том строите? И обвиняющий правого и оправдывающий нечестивого, оба мерзость перед Господом. Не стоит ставить знак равенства между церковной политикой и Богом.

Timofei
23.04.2010, 20:32
Пожалуй действительно снесло... Тут Андрей в теме про иные языки харизматам косточки промывал, вот я и решил сделать некоторый экскурс в историю евангельского движения для баланса. Ведь все кто из ЕХБ читают о своем движении глазами историков ЕХБ. То что было написано про маргинализацию штундистов прошлого века свойственно всему современному протестантизму постсоветского пространства, как и элементы сектантства, конфессиональной унификации прихожан. Что то должно реформироваться, изменяться, с чем то нужно расставаться. Вот Андрей утверждает что ЕХБ никогда политикой не занималась, а как насчет сознания документалок *о других конфессиях...

Alex K
23.04.2010, 20:46
Историю писали человеки, и часто не водимые Духом Божиим. Смотрите, братья, чтобы вам не стать судьями с худыми мыслями - так написано в Св. Писании.
Благословений вам.

Григорий Цука
24.04.2010, 07:57
Я не буду спорить о кризисе, любой христианин не может быть удовлетворен достигнутым. *Вчера это было, или только будет завтра.А за политику могу и согласиться. Для меня баптисты-пацифисты * звучит как неразделимое. *Вот и думаю, что "взявший меч от меча" это было всегда присуще баптистам. Или когда же это они уклонились от "истины" грабь награбленное?

Timofei
27.04.2010, 11:08
В 1577 году Иван Грозный полемизировал с *пастором Мартином Нандельштетом и «во гневе ударил его хлыстом по голове, *послал его к черту с его Лютером». Грозный писал: «Лютер лютым называется, *потому что люто – это, если к краеугольному камню Христу прижаться и его *божественные уставы разорять и святых отцов уставы извращать, и всяческие козни *строить. Начальник бесов зовется Сатана, а Вашему начальнику имя Лютер».

Timofei
27.04.2010, 11:12
Вот такой межрелигиозный диалог. "Иван Грозный был очень противоречивым личностно человеком. Наряду с тем, что он называл Лютера лютым, избил в Кокенгаузене пастора Нандельштета, одновременно с этим он считал учение Лютера близким к истине. Он этого же самого пастора Нандельштета вывез в Москву, правда, продержал некоторое время в тюрьме для порядка, а потом он задал ему письменные вопросы. Нандельштет ответил на такое своеобразное интервью Ивана Грозного о сути лютеранства. В принципе Иван Грозный очень любил общаться с лютеранскими пасторами, он частенько проводил с ними собеседования, очень много с ними письменно полемизировал".

Timofei
27.04.2010, 11:18
"Я знаю такую вещь, *что русские люди безразмерные вследствие своей территории, проживания на *огромной территории. Это, может быть, плохо и одновременно хорошо. Вы знаете, *такие парадоксы с русскими людьми: если русские люди верят в Бога, они могут *лоб разбить, а если они не верят, они готовы снести храмы; если они пьют, то они *пьют вусмерть, до поросячьего визга, если они не пьют, то они подрубают виноградники. *Русского человека нельзя ограничить рамками, допустим, православия, его *невозможно заставить быть именно православным. То есть русский человек всегда *будет искать некую альтернативу". (Владимир Васильевич Солодовников).

Александр Какэ
28.04.2010, 09:35
может это и не льстит нам,но это правдивое описание российского менталитета.как-то читал труд американского независимого исследователя русской истории,он доктор ист.наук,коротко его выводы выглядят так:закон в России,чтоб его нарушать,а власть-чтоб ей не подчиняться.

Timofei
28.04.2010, 11:07
я слышал два взгляда на социологическую проблему нашей страны: 1) трагедия Российского общества, во все времена была одна: жизнь простого человека никогда не ценилась, ни при каком царе, императоре, президенте. 2) государство никогда не борется с теми, с кем нужно бороться, и часто наказывает тех, кого нужно было бы защищать.

Татьяна Гам
03.08.2010, 07:56
Информация к размышлению хороша тогда, когда она - истинная.
50 лет назад у нас была информация о революции, войне и Ленине, сейчас мы все видим, что информация искажается
из-за субъективности авторов.
Субъективное мнение Меня Александра не совпало с субъективным мнением православия...
Субъективное мнение людей, которые приводит в пример Тимофей Козуб - это лишь субъективное мнение, это - часть той политики, котрая проводилась в то время и не может расчитывать на истину!!!
Мои предки выехали из Австрии в 18 -19 веках их-за гонений католик на лютеран, я - не лютеранка, причина - я хочу быть там, где есть истина.
Вы, Тимофей, как христианин, по истине не должны сталкивать лбами баптистов и пятидесятников, и харизматов...
Вам лично зачем это нужно было???
Задача любого христианина - проповедовать СЛОВО БОГА,
Христа распятого и воскрешённого, примирять людей с Богом !!!
Почему у Вас появилась другая цель???
Что с Вами - не так???