PDA

Просмотр полной версии : Может ли священник совершать литургию без сослужащих и без народа?


Наталья Дакан
06.11.2009, 02:13
Может ли иерей священнодействовать самостоятельно? В переводе литургия означает "дело народа", "общественное служение". Однако и в житиях святых (свт. Феофана Затворника, прав. Алексия Мечева) и в практике современных сельских священников можно видеть примеры одиночного служения. Некоторые говорят, литургия - служба Богу и должна совершаться обязательно, хотя бы в воскресный день. Хотя, есть в службе молитвы, обращенные к предстоящим людям...

Кунжутик
06.11.2009, 02:27
Хороший вопрос. В "Литургике" Красовицкой ответа на него нет:-D
Можно попробовать порассуждать на эту тему?

Дантес
06.11.2009, 02:31
Недавно с одним знакомым,этот вапрос осуждали,он говорит,что может,Литургия должна служится

Наталья Дакан
06.11.2009, 02:45
Что касается святителя Феофана... "Всякий епископ, говорит Патриарх Геннадий, может священнодействовать один и без диакона, когда имеет домашний престол в своей келье и (служащему ему) частно келейно нет надобности в ком-либо другом присутствующем, кроме только прислуживающего ему. Публично же, в его митрополии, когда народ видит его при своем престоле, он не может возносить без одного диакона"(с) Все же прислуживающий нужен...

Кунжутик
06.11.2009, 02:52
Если священник служит один, к кому тогда его обращение: "Мир всем!" "Горе имеем сердца!" и другие, не имеющие смысла без народа в храме

Кунжутик
06.11.2009, 03:04
Люди - это не просто эффект присутствия или отсутствия. Это Церковь! Тело Христово. Но, кажется, должно быть хотя бы двое. Один человек из себя Церковь не представляет. Хотя мне ближе мнение, что Литургия должна совершаться.
Наверное дары"на всякий случай"- это не единственный аргумент "за"?

Наталья Дакан
06.11.2009, 03:13
Знаете... Мне почему-то вспомнились слова Христа фарисеям: "Суббота для человека, а не человек для субботы". Оно, конечно, не к месту, но важнее, на мой взгляд, служба Богу, чем присутствие людей в храме. Ведь, во время литургии священник поминает и живых и умерших на проскомидии, возносится молитва...

Кунжутик
06.11.2009, 03:25
О! Хорошая мысль - поминаемые на проскомидии люди незримо присутствуют в Церкви... А Церковь - она ж не только земная, но и Церковь небесная...
ИДары - безусловно важный аргумент. Как долго могут храниться преждеосвященные Дары?

Наталья Дакан
06.11.2009, 03:30
Насколько я знаю, Святые Дары для причащения больных заготавливаются в Великий Четверг. Они хранятся весь год. Но можно, кажется, и пополнять запас за другими богослужениями.

Белявская
06.11.2009, 09:44
главное,чтобы священнику было кому ответить на его возгласы.(так нам батюшка говорит)

Дантес
06.11.2009, 12:36
Дары для причасимя людей больных,вне церкви,заготавливаются один день в году,и хранятся на Алтаре в целый год

Дантес
06.11.2009, 14:22
Оказывается Литургия не совершается,если нет хотя бы клироса,но это на усмотрение священника,а у монахов совершенно другое,они молятся за весь мир,поэтому затворники могут служить совершенно одни

Дантес
07.11.2009, 01:36
Я не спорю,но зкомый священно служитель,мне ответил"Есле нет людей и даже клироса,то всё зависит от священника"

Дантес
07.11.2009, 01:42
Ангелы и так служат Богу,а наша молитва Богу не нужна,она нужна только нам,Господь без нас обойдётся,а вот мы без Бога ни как

Фиалка
10.11.2009, 17:35
У Л. Андреева есть повесть "Жизнь Василия Фивейского" о. Василий жил в маленьком населенном пункте. В лютые морозы, в пургу - каждое утро приходил в ледяную церковь и служил. Ему помогал один человек. Больше никто не приходил - так как добраться было практически невозможно - сугробы по пояс. Но, это, конечно, из художественной литературы, и у о. Василия свои причины были, что б ежедневно служить...

AMANITA
10.11.2009, 19:12
Конечно, может! "Мир всем" относится не только к "предстоящим и молящимся", а шире - ко всему миру, без ограничений дверьми храма. И служит священник не один, он служит с миллионами других, только они расстоянием разделены, к тому же и причастник на любой Литургии всегда есть - сам литургисающий. И вообще, это не священник Литургию "устраивает", а сам в неё, вечную, как бы вклинивается.

Новиченко
23.11.2009, 02:36
А Я СЛЫШАЛА О Т БАТЮШКИ ЧТО ЕСЛИ ЛЮДЕЙ НЕТ ОДИН ОН СЛУЖИТЬ ЛИТУРГИЮ В ХРАМЕ НЕ МОЖЕТ. ДУМАЮ ЭТО ОН НЕ САМ ВЫДУМАЛ.

AMANITA
23.11.2009, 10:29
Вы, Таня, чего-то не допоняли, скорее всего. В СМИ наоборот можно встретить информацию о священниках-подвижниках, которые поднимают храмы их руин и, пока народы не спешат, служат в абсолютно пустых храмах.

Наталья Дакан
24.11.2009, 22:24
Танечка, если можно, приведите нам выдержку из устава. Где вы встречали запрет на ведение литургии одним священником без сослужащих и народа? Я тоже, вот, интересовалась, искала... То, что есть мнение священника, еще не означает, что оно обязательно правильное.

Новиченко
25.11.2009, 06:44
Танечка, если можно, приведите нам выдержку из устава.
это вопрос не ко мне, я б сама ссылку хотела, это Ирина написал что по уставу нужны двое.

AMANITA
25.11.2009, 13:04
***********.patriarchia.ru/db/text/419782.html
Вот, тут текст Устава РПЦ - тут нет ничего.

Помни Мои Макароны
25.11.2009, 13:40
Это не то. Это устав церкви, а есть ещё богослужебный устав. Литургия- общественное служение. И хотя сейчас иногда и совершается в одиночку священником, должна совершаться при ещё одном лице. Можно посмотреть сайт ***.azbyka.ru
Раздел Обучающие тесты, тест Литургия.

Жеребец
12.01.2010, 01:27
Устав уставом,а жизнь есть жизнь.Когда после городского кафедрального собора попадаешь в маленькую деревенскую церквушку,где кроме трех бабушек никого нет,даже кадило не кому разжечь, не говоря уж о том,что и петь то не кому,то приходиться все делать самому,где-то что-то споешь,что-то прочитаешь,так и сослужишь,а Господь поможет.

Иващенко
12.01.2010, 14:24
конечно может мой дедушка приходил утром в храм и сам служил ведь священник служит Богу

Жеребец
12.01.2010, 15:33
В народе есть выражение"намоленный храм",то есть пропитанный молитвой тысяч людей.Его можно разрушить и осквернить,устроить в нем склад,но он никогда не станет мертвым,каждая его частица будет оставаться святыней,ведь в нем молились люди.Они шли сюда со своими скорбями,радостями и надеждами,поколение за поколением.В храме их крестили,здесь они венчались,исповедовались,молили Бога о помощи,здесь их отпевали.Поэтому,служа в пустом храме,ощущаешь присутствие в нем множества людей,молившихся здесь и не чувствуешь того,что ты в храме один.Хотя иногда станавиться грустно.

Иващенко
12.01.2010, 15:42
Много званных мало избранных Господь дал человеку свободную волю каждый будет отвечать за себя

Женская Мечта
29.01.2010, 17:27
Да, интересный вопрос!!!!!! Слышал высказывание о.А.Кураева - Не может!!!! Литургия -собрание в Церковь, то есть Глава Христос ( священник, епископ) прихожане Тело ( каждый в отдельности член Тела ап.Павел) ВМЕСТЕ составляют Церковь!!!!! Нужен хотя бы Один человек (слова о. Кураева). Потом по смыслу Общее Дело НАДО кому то отвечать на ектеньи...... Мир всем..... и т. д. На счет Ангелов сомнительно, они служебные духи, не Люди.

Циррозочка
26.12.2010, 14:27
Литургия по-гречески – это «совместное служение, совместное действие, общее действо». Перевод Николая Федорова на русский язык – «общее дело». И в служении литургии участвуют не только священнослужители, но и народ. Поэтому по православным правилам священник не имеет права совершать литургию один. Если в храме нет причастников, священник не имеет права служить литургию. Если в храме нет народа – хотя бы псаломщик пусть будет, хотя бы хор. Потому что священник не сам от себя участвует в литургии, а от лица народа, уполномочен народом. А если народа нет, то его мандат недействителен. * * * * Это важнейшее различие между православным и католическим * * * * * пониманием Церкви. В католическом понимании, которое, кстати, является * * * * * чрезвычайно понятным, потому что примитивным (на самом деле поскобли * * * * * православного – найдешь католика очень часто) – католики официально * * * * * убеждены, что священник – это ходячий аккумулятор благодати. Он стал * * * * * на несколько степеней святее и благодатнее, чем остальные христиане. * * * * * На самом деле священник отличается от мирян не тем, что он благодатнее * * * * * и святее, а тем, что он в Церкви как во всецелом организме уполномочен * * * * * для совершения особого служения. Поэтому священство есть некая функциональная * * * * * реальность. Он осуществляет служение, необходимое в Церкви. Это служение * * * * * собирания Церкви, служение евхаристическое, потому что в Евхаристии * * * * * собирается Церковь. В Евхаристии происходит так, что толпа, которая * * * * * зашла с улицы – преложилась, стала Телом Христовым. Совершил это чудо * * * * * Господь. Священник же от лица всех молился, чтобы это чудо совершилось. * * * * * Если не на ком этому чуду совершаться (народа нет, он один), то его * * * * * служение не может быть исполнено.
********azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/prichaschenie/5g8_1_9-all.shtml

Циррозочка
26.12.2010, 14:32
а вот еще:


В ветхозаветной Церкви участие народа в богослужении сводилось к пассивному присутствию. В Христианской Церкви священство неразрывно связано с народом Божьим и одно не может существовать без другого: как община не может быть Церковью без священника, так и священник не может быть таковым без общины. Священник не является единоличным совершителем Таинств: все Таинства совершаются им при участии народа, вместе с народом. Случается, что священник вынужден совершать службу один, без прихожан. И, хотя чин литургии не предусматривает подобных ситуаций и предполагается, что в службе участвует собрание людей, все же и в таком случае священник неодинок, потому что ангелы, а также святые и усопшие вместе с ним приносят бескровную жертву. Протоиерей Сергий Правдолюбов: « Лет тридцать пять назад в городе Киржаче Владимирской области один священник во время проскомидии с грустью подумал, что в храме опять никого нет. Он стал читать записки (в основном об упокоении) и вынимать частички, а когда через некоторое время обернулся, то увидел, что храм полон людей. Это были те, кого он помянул на проскомидии. После литургии матушка спросила, почему он такой бледный, и он рассказал ей о видении. Вот почему литургия служится и при малом количестве людей, и даже когда нет ни одного человека! Все, за кого священник вынимает частички, незримо присутствуют в храме».
***********.pravmir.ru/printer_3809.html

Бумеранг
27.12.2010, 00:13
Псковская облась,он служит каждый день,храм в почти пустой деревне,народу соответственно нет

Бумеранг
27.12.2010, 00:19
В деревне около 15 человек,в воскресенье приходит человека 3,в остальные дни нет прихожан,на клиросе 1 или 2 человека или не одного,вот так батюшка смиряется.

Анчутка
08.01.2011, 21:54
Не может однозначно.Исключение-особые случаи.Полное отсуствие людей-место,где их нет-тайга,вымершая *пустая деревня,времена гонений на церковь.

Анчутка
10.01.2011, 16:36
Спаси Господи за совет.Почитаю.Но на эту тему я говорила со своим духовником-он монах-архимандрит и служит уже почти двадцать лет.Доверяю ему во всем.