PDA

Просмотр полной версии : О содержании термина "воцерковленность"


таня шак
12.11.2010, 15:25
цитирую....Мне кажется что одно из самых важных условий реального вхождения в Жизнь Церкви, как Живого Тела Христова - а это и есть наверное, воцерковленность - это желание и способность войти в особое пространство богослужебного календарного времени. Когда жизнь устраивается по церковному календарю, а не по гражданскому - каждый день проходит как-то созвучно церковному ритму. Например, Страстная седмица, если на нее настроиться, дает совершенно иное ощущение течения времени. Тогда все события суточного, недельного (седмичного). годового и Пасхального кругов бывают не только воспоминаниями Евангельский событий - но их живым воплощением. Тайная вечеря на каждой Божественной Литургии совершается Та самая. Она не повторяется, но происходит Одна и Та же снова и снова в особом пространстве, выходящем уже за пределы нашего человеческого пространственно-временного бытия.

таня шак
12.11.2010, 15:26
...."Есть, конечно, и литургическое последование "воцерковления", которое совершается над крещаемым, в современной практике, после Крещения, когда берут только что крещенного младенца вводят в храм со словам:
"воцерковляется раб Божий имярек...внидет в Дом Твой и поклонится ко храму святому Твоему в страхе твоем"."

таня шак
12.11.2010, 15:26
Материал из Википедии
Воцерко?вленный (от церковь; воцерковлённый — неправильно) — церковный термин, который используется в практике Русской Православной церкви и в околоцерковных кругах, а также в других религиозных организациях. Он имеет два значения, одно — терминологически точное обозначение определённого обряда, другое — переносное, связанное с особенностями современной церковной жизни.

таня шак
12.11.2010, 15:27
Воцерко?вленным в точном терминологическом смысле называется человек, прошедший обряд воцерковления. Воцерковле?ние — особый обряд «Чин воцерковления отрочати», совершаемый в 40-й день по рождении младенца. Чин воцерковления предполагает вхождение его в ряды членов Церкви. В этот же день своего рода воцерковление проходит и мать: священник прочитывает над ней в притворе специальные очистительные молитвы, чтобы после родов она вновь смогла входить в храм и причащаться Святых Тайн. Следовательно, в полном смысле воцерковленными считаются только младенцы, над которыми был совершён этот обряд.

таня шак
12.11.2010, 15:27
Воцерковле?нием стало считаться постепенное введение в основы веры и благочестия (катехизация) взрослого человека, собирающегося принять таинство крещения (а иногда и уже крещённого). Также воцерко?вленные— наименование православных, не просто крещённых в православной церкви, но и соблюдающих обрядовую сторону религии— пытающихся жить по-православному. Воцерковленным считается тот, кто регулярно причащается и регулярно посещает службы; обычно он поддерживает также социальные отношения в пределах своей церковной общины. Термин «воцерковленные» может применяться к любой христианской конфессии, но чаще всего речь идёт о православии.

таня шак
12.11.2010, 15:27
Многие, но не все современные воцерковленные православные придерживаются традиционных православных канонов одежды и внешнего вида (женщины носят платки и длинные юбки, в том числе— вне церкви, мужчины— бороды). Многие воцерковленные проходят катехизацию и разбираются не только в обрядовой, но и в вероучительно-догматической стороне православия. Воцерковленных нередко противопоставляют невоцерковленным, или захожанам (крещёным, считающим себя православными, но пренебрегающим ритуальной стороной веры). Численность воцерковленных колеблется, по разным оценкам, от 2 до 10%.
Самосознание воцерковленных предполагает полное подчинение всех сторон внутренней и внешней жизни человека внешнему для него идеалу. Идеалом является Христос в том виде, в каком он предстаёт в православной церкви.

Веселитель
12.11.2010, 21:50
Можно конечно и отказаться от промышленной выплавки крылатого металла для крыльев России и плавить его в домашних условиях. Но будет ли это металл? А уж тем более будет ли он крылатым? И нужны ли России крылья из такого “крылатого” с позволения сказать металла?

Цаца
13.11.2010, 00:42
Воцерковлённй, на мой взгляд, это тот, для кого христианство не просто религия, а жизнь во Христе. А, вообще, принято считать воцерковлёнными всезнающих бабушек и тётушек при всей их "православной" атрибутике. *-)

Великоросс
13.11.2010, 01:02
А, вообще, принято считать воцерковлёнными всезнающих бабушек и тётушек при всей их "православной" атрибутике.
Нет, не принято. Воцерковленных бабушк практически не осталось. В основном - бывшие атеистки и безразличные, милостью Божией пришедшие ко Христу. А в старости много чего уж трудно восприять. Да и бороться с собой непросто. Только благостью Божией спасаются, пребывая в церкви Христовой. Не надо их судить...

таня шак
13.11.2010, 01:22
On-line тест на воцерковлённость 4-я редакция
* * * * * *правила, которые нужно обязательно прочитать * * * * * *1. Воцерковленность в * понимании авторов теста есть степень погружености в литургическую жизнь Церкви и степень осознанности своей веры (отличности от банального суеверия). Этот тест не измерит степень вашей веры, праведности и близости к Богу.
* * * * * * *2. Я понимаю, что это тест не на проверку знаний (то есть некорректно говорить о "правильных" и "неправильных" ответах, а тем более пытаться их "угадать"). Тем более, я не буду считать, что вопрос, указанынй в списке последним, является самым правильным.
* * * * * * *3. Я обладаю достаточным чувством юмора и не состою на учете у психиатра.
* * * * * * *4. Тест расчитан * на жителя России начала XXI века, обладающего образованием не ниже 9 классов, умеющего пользоваться персональным компьютером, в возрасте от 16 до 55 лет. Естественно, тест даст корректные результаты только при первом прохождении.
* * * * * * * Тест состоит из трех частей: (1) опросник из 65 вопросов, после которого можно будет просмотреть предварительные результаты; (2) просмотр комментариев на вопросы-ответы теста; (3) конечный результат.
* * * * * * *Предупреждение: при прохождении теста не обновляйте страницы и не возвращайтесь к предыдущим - иначе вся информация о ваших ответах на предыдущие вопросы будет утеряна и конечный результат будет некорректным!
* * * * * * *Я прочитал, понял, согласен. Приступить к тестированию!
* * * * * * *
* * * * * * * *
* * * * * * * *Авторы теста:
* * * * * * * *священник Алексий Володин
* * * * * *Евгения Володина

таня шак
13.11.2010, 01:25
Воцерковленность в * понимании авторов теста есть степень погружености в литургическую жизнь Церкви и степень осознанности своей веры...тут вроде всё понятно, но у меня возникает вопрос...если есть степень, значит её можно измерить??? а чем?? количеством???

таня шак
14.11.2010, 00:41
об условности отличия воцерковленных людей от невоцерковленных. Особенно это заметно, когда человек говорит о самом себе – чтобы людям церковным не проводить разделения между собой и всеми остальными, чтобы не выделять себя из среды всех окружающих по принципу близости к Церкви, не считать себя лучше или «полнее» или «спасеннее». Чтобы церковное сознание – т.е. понимание полноты благодатных даров и единства верящих во Христа всех времен и во всех народах – не уходило на периферию, не заменялось ощущением «своего человека» в «своей компании».

таня шак
14.11.2010, 00:42
Увы, сейчас нередко церковное сознание заменяется следованием условностям *определенной приходской субкультуры, вырабатывающей свой язык, свои темы для *разговоров, свои ценности, свои поводы для шуток. Для такой среды характерен не только кодекс определенной одежды и образа жизни, но вполне нормально и «перемывание косточек» известным священнослужителям. Тот же, кто всем этим неписанным правилам не следует и таких обществ сторонится – тот «не наш», внешний и даже подозрительный. И получается, что так понимаемая принадлежность к Церкви не объединяет, а выделяет «свой круг», по сути разделяет людей и между приходами, и внутри прихода…

таня шак
14.11.2010, 00:43
Однако есть и противоположное *духовное явление – когда человек, по сути, с жизнью Церкви и не познакомившийся, считает себя уже вполне христианином, могущим не только слушать (этого как раз и не хочется), но учить, всему назначать свое место. Он «знает цену» пастырям и духовным явлениям, говорит безапелляционно, при этом декларируемая вера может вполне соседствовать с языческими или оккультными заблуждениями. Фактически он сам себе и законодатель и пророк. Такое мы тоже регулярно видим и слышим и рядом с нами и во многих СМИ.
На самом деле, и одно, и другое явления имеют очень важное сходство, на языке свв. Отцов именуемое как «самость», «самомнение». И оказывается не таким уж важным, происходит ли самость от знаний или от их отсутствия. Важно, что человек считает себя или свою компанию мерой всех вещей.

таня шак
14.11.2010, 00:43
Однако есть и еще одно, несколько *иное значение слова «воцерковленность», которое уже проводит довольно серьезный *водораздел между верящими во Христа и приходящими в православный храм. И об этом разграничении нельзя не сказать. Эта та мера ответственности за Церковь, за приход, которую несет каждый человек.

Калипсо
03.12.2010, 18:19
Воцерковление, (sr) *это все же - поиск Бога....Во всем, везде и всегда. Памятование о Нем и попытки научиться доверять Ему....
Поправьте меня, если не права....:-( (F)

таня шак
04.12.2010, 00:27
Ира, ну почему же не права..но всё же тут гораздо больше граней..и наверное поэтому...не возможно всё это объяснить, вкратце...

Юлия Касма
10.12.2010, 15:24
Воцерковление – это когда жизнь не разделяется на личную, общественную, семейную и церковную, а вся — полностью — воцерковлена.
Таким образом, одна из наиболее трудных задач, стоящих перед родителями и педагогами, не просто ­воцерковить детей, т.е. ввести их в церковь и передать некую сумму знаний о ней, а воцерковить так, чтобы началась подлинная церковная жизнь. Эта задача необыкновенно сложна и по нашим временам почти невыполнима. Она является проблемой не только детей, но и взрослых. Но ставить ее надо, и надо пытаться решить ее, прибегая и к Божьей помощи, и к нашему богатому культурному и духовному опыту. По словам И. Ильина, чтобы полюбить и поверить, «надо увидеть духовными очами то, что любишь и во что веришь», то есть «необходима духовная очевидность». Сознание современного человека не стремится к поиску духовной очевидности, оно склонно воспринимать христианство не как «путь, жизнь и истину», а как информацию или, в лучшем случае, идеологию. Поэтому трудно передать детям очевидность новой жизни во Христе, если сами взрослые не живут ею. «Очевидность не сводится ни к мнению, ни к познанию, ни к вероятности... Очевидность состоит не в том, что человек выбирает то, что ему приходится по вкусу, и начинает с этим понравившимся носиться как с сокровищем. В очевидности человек не схватывает истину умом, а истина охватывает человеческое сердце, и воображение, и ум... Очевидность есть обрыв, конец — и в то же время начало нового бытия»*.
Но если новое бытие не началось, то есть другая опасность, подстерегающая нынешнюю христианскую семью, — это опасность двойной жизни, когда одновременно принадлежишь и миру и Церкви. Христианство внешнее, христианство поверхностное страшно тем, что рядом с формально соблюдаемыми церковными правилами уживаются любые грехи, вплоть до самых тяжких.
Трудных, болезненных проблем более чем достаточно. Современная ситуация взывает к постоянному и напряженному поиску новых педагогических решений. И все же важнее не обличать язвы и пороки окружающей действительности — они и так слишком сильно бросаются в глаза, — а все усилия направить на то, чтобы показывать и раскрывать на живых и конкретных примерах правду христианства, «духовную очевидность» и красоту церковной жизни. Мы не умеем, если угодно, пропагандировать положительный опыт: семейный, педагогический, приходской. Опыт как самый свежий, так и недавнего прошлого. Очень мало публикаций, рассказывающих о том, как живут хорошие христианские семьи, в том числе и те, в которых впоследствии дети становятся священниками. Мы надеемся восполнить этот пробел в наших изданиях.
Материал взят из Сборника бесед, выступлений, статей
«ПОДВИГ
СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ»