PDA

Просмотр полной версии : Cказка ложь, да в ней намек. На что намекает Курочка Ряба?


Юлия Хкуст
03.01.2010, 18:31
Жили были дед и баба, и была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое, а золотое. Дед бил-бил, не разбил, баба била-била, не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а Курочка кудахчет: "Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам новое яичко, не золотое, а простое!"(L)
Каждый знает эти слова наизусть. О чем это? Что эта сказка внушает нам? Почему мы рассказываем ее опять и опять нашим детям?

Кунжутик
03.01.2010, 18:40
Хе-хе... это самый гуманный вариант сказки... а в более древних текстах и в региональных вариантах можно встретить ужасные вещи: яичко упало и разбилось...даже неудобно писать на форуме, что было дальше, но кончилось все очень плохо - церковь сгорела и настал конец света... никакого хэппи энда...
Юля, а Вы намекаете на благодушную трактовку этой сказки Аси Кличко?(ch)

Кунжутик
03.01.2010, 18:55
А христианская трактовка сказки в известном нам всем виде очень любопытна: дед с бабой "били-били не разбили" - это значит, что они на Пасху по народной традиции катали яйца... обычай такой есть - бить яйца друг у друга и тот, у кого яйцо не разобъется, забирает себе все битые... дед с бабой разбогатели таким вот неправедным путем, набрав себе кучу яиц... и когда мышка разбила их золотое яйцо, они, конечно, расстроились, потеряв источник дохода... а курочка их вразумляет: не жируйте, снесу вам обычное яйцо - будете как все...:-D

Кунжутик
03.01.2010, 18:58
Мне, честно говоря, эта трактовка кажется неправдоподобной, т.к. сказка имеет более глубокие языческие корни и Пасха тут совсем не при чем. Хотя, если имеет место наложения на древнюю сказку новых христианских смыслов, я не против... слишком страшны народные сказки в непереработанном виде. сборник Афанасьева не то что детям - взрослым со слабой психикой читать ненужно...

Юлия Хкуст
04.01.2010, 02:25
Я задумалась после английской сказки про гусыню, несущую золотые яйца, - почему же ни дед, ни баба не смогли воспользоваться золотом? Потеряв его, они конечно горько плакали, а в утешение курочка пообещала настоящее, простое яйцо (а небось могла бы снести еще кучу золотых!)Может поэтому в народе у нас инстинктивно не любят богатых, что Курочка Ряба учит нас довольствоваться простыми настоящими вещами; мы не знаем, что делать с золотыми яйцами - пытаемся разбить их, словно они настоящие. Курочка Ряба - проповедь нестяжания, совсем евангельская?

Zamekt
04.01.2010, 02:57
Согласна с Екатериной - Евангелие тут не при чем, сказки уходят с глубокую славянскую древность, идущую от язычества. И заметьте, что до сегодняшнего времени разные народы сохранили те традиции. что упомянуты в сказках. Русские Вы знаете, а вот английская народная про 3х поросят! В русском варианте, 2й поросенок строил дом из веток. а в английсом, читаю детям каждый день, из ДЕРЕВА!! Ясное дело, что дословный перевод русские ы нитак поняли! И до сегодняшних дней англичане не признают деревянного зотчества. Мой муж, глядя на русские деревянные котеджи, удивлялся "зачем русские так украшают сараи!" И в мыслях не было у него обидеть! Мораль КУРОЧКИ РЯБЫ вы все правильно поняли, именно "не в богатстве счастье!", а вот самое необходиме надо. Жадность и в язычестве не пощрялась. Возьмите СКАЗКУ О ЗОЛОТОЙ РЫБКЕ! Подобии всех почти русских сказок есть у др народов. но они немного изменены культурой народа. Помню я писала курсовую по сказкам, как раз на эту тему!

Юлия Хкуст
04.01.2010, 03:20
Недавно прочитала интервью с В.Н.Тростниковым ***********.pravoslavie.ru/guest/33369.htmТам в частности об особенностях православной цивилизации."Сейчас нет такой горячей веры, как в святой Руси, но в России сохраняется отрицательное отношение к богатым людям, и никуда от этого не денешься. Корни этого явления я вижу в Евангелии: срабатывает своего рода генетическая память. А, скажем, в Америке или Европе к богатым людям испытывают громадное уважение, причем совершенно бескорыстно."

AMANITA
04.01.2010, 09:44
А с моей колокольни - так просто народный прагматизм. Сказки ж сочинялись явно не князьями. И я лично в золотом яйце вижу не символ богатства, а символ красоты, искусственности, а противопоставляется ему яйцо простое, как символ практичности и полезности. Дед и баба с золотым яйцом не знали, что сотворить, пытались обойтись, как с простым,разбить его (порча артефакта :-D),наверное, чтобы просто съесть. Кушать хотелось, а им тут вместо хлеба насущного всякие красоты под нос совали!Хотя, непонятно, при чём тут мышь. Наверное, или есть какой-то вообще непонятый пока глубинный смысл или это просто народная поэзия - как раз такое золотое яичко, которое ни к чему не применишь. Багатель, безделка-развлекалочка. (Но про катание яиц - оч интересна гипотеза!)

Кунжутик
04.01.2010, 19:27
Юлия, мне кажется, что причины позитивного отношения к богатым в Америке и Европе, кроются в протестантском (раннем) представлении об избранности. Макс Вебер это хорошо в "Этике протестантизма" написал.

Юлия Хкуст
05.01.2010, 08:47
Екатерина, согласна про протестантизм и Америку. А как насчет православных основ загадки русской души?Елена, а что, может и вправду яйцо *- символ искусственности, или я бы сказала красивости. Но народная поэзия, по-моему, все же больше похожа на простое яичко, поскольку она весьма функциональна - формирует образ мира, структуру реакций и систему ценностей.

Жанна Фэакти
05.01.2010, 15:54
...ещё слышала трактовку Рябы будто вместе с золотым яйцом к старикам пришла смерть,но по счастливой случайности(мышка) им удалось её избежать.Курица пообещав им живое настоящее яйцо дала надежду на жизнь вечную озноменовав этим бессмертие души...вот такие выкрутасы...

Кунжутик
05.01.2010, 16:07
Юлия, загадку русской души не разгадать )))
А яйцо, действительно, кажется, скорее символ жизни, поэтому-то в неадаптированных вариантах сказки наступает конец света, когда оно бьется.

Кунжутик
05.01.2010, 17:20
У меня вот какой вопрос возник: христианство вроде бы одно, а так оно по-разному повлияло на западного и русского человека. На Западе оно способствовало развитию человеческой личности (точнее - индивидуальности, если православную терминологию использовать), а на Руси-России наоборот - подавлению индивидуальности в человеке в пользу соборного начала... Отсюда, возможно, и недоброжелательное отношение к богатым (если оно действительно имело место быть, в чем я сомневаюсь), так как они не как все...

В Задницу Мир Гламура
05.01.2010, 22:00
А, скажем, в Америке или Европе к богатым людям испытывают громадное уважение, причем совершенно бескорыстно.
Отношение к богатым на Руси не такое однозначное. Во многом определяется отношением богатых к остальным. Если в Америке все находилось и находится в жестких рамках законности, то на Руси безобразничать любили все, от царя-батюшки до мелкого помещика-самодура.
Вместе с тем к меценатам и промышленникам в народе сохранилось очень доброе отношение.

AMANITA
06.01.2010, 00:28
А если копнуть, то меценаты и промышленники были чуть ли не сплошь староверцами. ;-)

В Задницу Мир Гламура
06.01.2010, 12:30
Есть такое. А Фон Вокано, почетный гражданин Самары, один из основателей пивоварения на Руси, автор всемирноизвестного "Жигулевского" - вообще австриец:-D Но не будем забывать и
Румянцева, Шереметевых, Кокорева, Щукиных, Третьяковых, Мамонтова и еще сотен русских купцов и просто предпринимателей, вложивших свои деньги в культуру, науку России без всякого умысла на выгоду. Вот небольшая статья о православном меценатстве в России:
********rkpm.ru/content/view/132/55/

В Задницу Мир Гламура
06.01.2010, 20:16
Ну родились-то они в старообрядческих семьях, но последующую жизнь, мне кажется, вели "правильную" :-D
(особенно Мамонтов). На православную церковь жертвовали достаточно. Кстати, церковь в Токио, которую на деньги Павла Третьякова отстроили, разве старообрядческая?

В Задницу Мир Гламура
06.01.2010, 20:19
А, скажем, в Америке или Европе к богатым людям испытывают громадное уважение, причем совершенно бескорыстно.
А вот это утверждение я бы тоже принимал с некоторой осторожностью.

Кунжутик
07.01.2010, 18:12
Валентин, с праздником!(fr)
А что опять не так? Пост вроде кончился... звезду дали...

Кунжутик
07.01.2010, 20:28
Правда мне про аленький цветочек больше всего нравится - там богатырей нет:-((F)

AMANITA
07.01.2010, 20:57
Аленький Цветочек мне тоже оч нравится, это переделанная сказка про Амура и Психею, тольков "Багровом внуке"она по-настоящему по-христиански звучит.

Zamekt
08.01.2010, 05:19
А по-моему это почти чистая копия сказки КРАСАВИЦА И ЧУДОВИЩЕ, только в русском варианте. Что в ней христианского?

AMANITA
08.01.2010, 12:23
Ольга, Вы ошибаетесь - раньше всех была версия про Амура и Психею, вот я только ща не могу сосредоточиться, в каком другом античном произведении её рассказали (Кто помнит, помогите! В Дафнисе и Хлое? Или у Апулея? Или где?), а потом эта фабула пошла гулять по европейской литературе и каждый народ её на свой лад толковал. Вы ж не станете утверждать, что малограмотная ключница Пелагея маленькому Серёже Аксакову французский мюзикл пересказывалав 18 веке!
Отсуюда и видно хорошо, какой народ какой сюжет КАК интерпретирует.

AMANITA
09.01.2010, 02:21
Дафнис и Хлоя - это еротика...
я уже посмотрела, у Апулея в "Золотом осле" Амур и Психея появились...

Наслаждение
10.01.2010, 17:08
О чем намекает Ряба и как отличить пословицу от поговорки учатна 1 семестре филфака - устное народное творчество, 2 семестр - древнерусская литература. Если интересны трактовки русских сказок и былин - можно почитать Проппа и Афанасьева - это самые известные исследователи. нам читала доцент Гриднева, ученица того самого Проппа и дочка священника. По зарубежным сказкам, например, "Кот в сапогах" классная лекция у проф. Мисюрова, не знаю - публиковал ли он ее. Вобще все сказки уже классифицированы, разобраны по словам и узучены.

Zamekt
14.01.2010, 04:20
Аманита, очень интересная информация! Я смотрела Википедию, там очень скудные данные об вариантах этой сказки, а КРАСАВИЦА и ЧУДОВИЦЕ вообще нет на русском, и на английском ни слова про Амура и Псехию, Вам следует добавить туда страницу на эту тему! (Y)

AMANITA
14.01.2010, 04:53
(ch) оставим это без кодифицирования в виде приятного сюрпрайза любителям русской (Аксаков) и античной (Апулей) литературы.