PDA

Просмотр полной версии : Иконоборчесто и иконопочитание (тема для чтения).


leluseek
16.08.2010, 14:02
Эпоха иконоборческих споров,сотрясавших христианский мир в VIII-IX веках,оставила неизгладимый след в истории Церкви.Отголоски этого спора слышны в Церкви и по сей день.Это была жесточайшая борьба с жертвами с обеих сторон,и с величайшим трудом одержанная иконопочитателями победа вошла в церковный календарь как праздник Торжества Православия. * *В чём же суть этих споров? Только ли за эстетические идеалы боролись друг с другом христиане,"не щадя живота своего",впрочем,как и чужого.В этой борьбе мучительно выкрестализовывалось православное понимание мира,человека и человеческого творчества,вершиной которого,по мнению апологетов иконопочитания,и стала икона. * Иконоборчество родилось не где-то за пределами христианства,среди язычников,стремящихся к разрушению Церкви,а внутри самой Церкви,в среде православного монашества - духовной и интилектуальной элиты своего времени.

leluseek
16.08.2010, 14:13
Споры об иконе начались с праведного гнева истинных ревнителей чистоты веры,тонких богословов,для которых проявления грубого магизма и суеверия не могли не оказаться соблазном.И действительно,было чем возмутиться.В Церкви получили распространение весьма странные формы почитания священных изображений,явно граничащие с идолопоклоннством.Так,например,некоторые "благочистивые" священники соскабливали краску с икон и подмешивали её в причастие,полагая тем самым,что причащаются тому,кто изображён на иконе.Бывали также случаи,когда,не чувствуя дистанции,отделяющей образ от Первообраза,верующие начинали относиться к иконам,как к живым,брали их в поручители при крещении,при пострижении в монашество,ответчиками и свидетелями на суде и т.д. Таких примеров множество,и все они свидетельствуют о потере правильной духовной ориентации,о размывании чётких евангельских критериев отношения к жизни,

leluseek
16.08.2010, 14:27
которыми некогда была сильна первая Церковь. * *Причины подобных явлений,серьёзно встревожили защитников ортодоксии,следует искать в том новом состоянии Церкви,которое она обрела в постконстантиновскую эпоху.После Миланского эдикта(313г),даровавшего христианам свободу,Церковь стремительно развивалась вширь.В неё хлынул поток язычников,которые,воцерковляясь,меняли не только внешний свой статус,но в сущности оставались по-прежнему язычниками.Немало способствовал этому получивший распространение обычай крещения детей,а также кардинальное изменение отношение Церкви и государства.Теперь вхождение в Церковь не было связано с риском и жертвами,как во времена первых христиан.Нередко поводом для принятия христианства становились причины политические и социальные,а отнють не не глубокое внутреннее обращение,как некогда в апостольское время.

leluseek
16.08.2010, 15:19
То,что ещё вчера казалось чуждым и неприемлемым,сегодня становилось привычным и терпимым: первые христиане умирали за свободу от диктата государства и отказ поклоняться императору,христиане Византии стали воздавать императору честь,едва ли не равную Богу,оправдывая принцип симфонии идей сакрализации государства.Границы Церкви и империи в сознании простых людей стали сливаться.Все члены ранних христианских общин назывались верными,царственным священством (1 Петр. 2,9),а так же,кто вне Церкви - мирянами.Со временем термин "миряне" стал обозначать церковный народ,в отличие от священослужителей,поскольку в Византийской империи некрещённых практически не было.Это размывание границ Церкви и возрастание перегородок внутри неё сильно отзовётся в последующие времена христианской истории.Таким образом,мир стремительно входил в Церковь,взрывая её изнутри,и Церковь не всегда справлялась с этим разрушительным потоком.

leluseek
16.08.2010, 15:37
Мощное движение монашества,зародившегося в IV веке,было в определённой степени ответом на это обмирщение Церкви,ибо наиболее духовно чуткие люди воспринимали внешний триумф Церкви как духовную катастрофу,провидя за пышным фасадом её внутреннее ослабление.Распространилось даже мнение,что в миру спастись невозможно,что необходимо бежать из мира.Раннее монашество и пустынножительство было своего рода духовным диссиденством и разбросанные по пустыне монашеские поселения ощущали себя как бы "Церковью внутри Церкви". * * На этом этапе,сложном и переломном для всей Церкви,нужны были новые средства катехизации,которые были понятны тысячам обычных людей,не искушённых в тонкостях богословия,а просто нуждающихся в наставлении,в вере.Наиболее эффективным средством была икона; сильное эмоцианальное воздействие,знаковая структура,несущая информацию на невербальном уровне,- эти свойства иконы способствовали её широкому распростронению,

leluseek
16.08.2010, 15:58
и заложенная в ней духовная основа становилась достоянием самых простых новообращённых душ.Вот почему на икону так уповали св.отцы,называя её "Библией для неграмотных".Действительно,через икону вчерашние язычники лучше постигали тайну Воплощённого Слова,нежели через книжные знания. * *Нередко вчерашние язычники,обращаясь ко Христу,становились святыми,как это было,скажем,в случае с Блаженным Августином.Но чаще бывало другое - языческая стихия оказывалась сильнее христианского семени,и тернии заглушали ростки духа: в неофитском сознании неизбежно происходила фольклоризация веры,привносящая в традицию Церкви чуждые элименты,иноприродные обычаи.В конце концов проникновение магического отношения в культ вытесняло изначальную свободу духа,дарованную Самим Христом.Ещё апостолам и ранним апологетам приходилось сталкиваться с проблемой очищения веры от примесей.Таких примеров много в посланиях Павла общинам Коринфа,Фессалоник,Галаты.

leluseek
16.08.2010, 16:18
К IV веку появилась необходимость систематизировать канон Ветхозаветных и Новозаветных книг,дать ответ на распространившиеся ереси,сформуларовать основные догматы веры.В этом процессе,особенно на ранних этапах,с IV по VI век церковное исскуство исполняло вероучительную функцию.Например,св.Григорий Нисский в похвальном слове великомученнику Феодору говорит так:"живописец,изобразив на иконе доблестные подвиги(...) мученика (...),начертание человеческого образа подвигоположника Христа,всё это искуссно начертав красками,как бы в какой объяснительной книге,ясно рассказал нам подвиги мученика(...).Ибо и живопись молча умеет говорить на стенах и доставлять величайшую пользу" /Л.Успенский.Богословие иконы православной Церкви.Париж,1989г. с.53-54/ Другой святой подвижник - Нил Синайский,ученик Иоанна Златоуста,даёт следующий совет некоему префекту Олимпиодору,вознамеревшумуся построить церковь и украсить её фресками и мозаиками.

leluseek
16.08.2010, 16:34
"Пусть рука превосходнейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Завета,дабы те,кто не знает грамоты и не может читать Божественных писаний,рассматривая живописные изображения,приводили себе на память мужественные *подвиги искринне послуживших Христу Богу и возбуждались к соревнованию достословным и приснопамятным доблестям,по которым землю обменяли на небо,предпочтя невидимое видимому." * * Одноко широкое распространение иконописных изображений в народе было не только школой веры,но и той почвой,на которой неокрепшее в вере сознание невольно провоцировалось своим языческим прошлым.Не умея понять глубину различия образа и Прообраза,неофит отождествлял их и его почитание икон превращалось в идолопоклонство,а молитва перератала в магическое действие.

leluseek
16.08.2010, 16:47
Отсюда и возникали те весьма опаные отклонения,столь возмущавшие строгих ортодоксов,о чём говорилось выше. * Наряду с этим византийская знать,которая в отличие от простолюдинов *была образованна и изощрена в богословских вопросах,впадала в другие крайности.Так,например,при императорском дворе в моду вошли наряды,украшенные изображением святых,ангелов и даже Христа и Богородицы.Светская мода явно стремилась подражать стилю священнических одежд,восхищавших современников великолепием и пышностью.Но если употребление сокральных образов в церковных облачениях объяснимо их символической функцией,то использование священных изображений в светской одежде противоречило не только здравому смыслу,но и являлось явной профанацией святынь.И это также не могло не возмущать истинных ревнителей Православия.Некоторые из них приходили к выводу,что лучше вовсе не иметь икон,нежели поощерять возврат к язычеству.

leluseek
16.08.2010, 16:58
Этот неожиданный поворот *ортодоксии вполне объясним,ибо когда маятник сильно оттягивают в одну сторону,то он неизбежно отклонится и с той же силой в прямо проитвополноную сторону. * Надо помнить также,что в предиконоборческую эпоху процесс формирования художественного языка церковного искусства ещё не завершился.Восприняв на определённом этапе традиции позднеантичной живописи,в иконописи (а также фреске и мозаике) происходил отбор собственных художественных принципов.Со временем икона сформировалась как сложнейшая и гармоничная знаковая стркутура.Таким образом,её язык от первоначального чувственного реализма постепенно переходил к формам всё более символическим и аскетическим.И на ранних этапах соединение античной(а в сознании людей того времени - просто языческой) традиции с христианским откровением вызывало по меньшей мере недоумение.В какой-то мере опасения об излишней чувственной природе античного искусства,

leluseek
16.08.2010, 17:11
обольщающего глаз и уводящего душу от чистого созерцания,были не лишины основания.Постоянно раздовались голоса:"Как даже осмеливаться посредством низкого элинского искусства изображать Преславную Матерь Божию,в Которой вместилась вся полнота Божества,высшую небес и святейшую херувим?" Или: "Как не стыдятся посредством языческого искусства изображать имеющих царствовать со Христом,соделавшихся сопрестольными Ему,которым предстоит судить вселенную,уподобившихся образу славы Его,когда,как говорят слова Священного Писания,их не был достоин весь мир?" * * Блаженный Августин в своём трактате "О Троице" также возмущается творчеством некоторых художников,которые позволили изображать Христа слишком вольно,как им заблагорассудится,что не мало смущает церковный народ и рождает в нём нежелательные эмоции.В VI-VIIвв, на границах Византиской империи появляется и активируется ислам.

leluseek
17.08.2010, 21:33
Почитая единого Бога,Бога Авраама,Исаака и Иакова,так же как иудеи,мусульмане отрицательно относились к священным изображениям,памятуя о заповеди Моисея.Влияние мусульманского ригоризма не могла не сказаться на христианском мире,православные "суперортодоксы" в восточных христианских провициях во многом были согласны с правоверными последователями пророка Мухаммада.Первые серьёзные конфликты по поводу икон и первые гонения на иконопочитателей начались на границе двух миров: христианского и исламского.В 723г. халиф Иезид издал указ,обязывающий убрать иконы их христианских храмов на подвластных ему территориях.В 726г. такой же указ издал византийский император Лев Исавр.Его поддержали епископы Малой Азии,известные своим строго аскетическим отношением к вере.С этого момента иконоборчество становится не просто интелектуальным движением,но агрессивной силой,перешедший в наступление.

leluseek
17.08.2010, 21:48
Таким образом,православие встало перед проблемой защиты икон с двух прямо противоположных сторон: с одной стороны - от грубого магизма полуязыческой веры, с другой - от полного отрицания и уничтожения "ревнителями чистой духовности".Обе тенденции образовывали своего рода молот и наковальню,между которыми выковывалась в своей кристальной ясности богословская мысль,защищавшая иконопочитание как важнейший элимент православия. * *Иконоборческая эпоха делится на два периода:с 726 по 787г.(от указа Льва Исавра до VII Вселенского собора,созванного при империатрице Ирине) и с 813 по 843г.(с воцарения императора Льва V Армянина до созыва Константинопольского собора,установившего праздник Торжества Православия).Более ста лет продолжавшаяся борьба породила новых мучеников,кровь которых теперь была на руках и совести христиан. * Основной фронт борьбы был сосредоточен в Восточной части Церкви,хотя споры об иконе всколыхнули Церковь по всей ойкумене.

leluseek
17.08.2010, 22:03
На Западе иконоборческие тенденции проявлялись значительно меньше,в силу варварского состояния западных народов.Тем не менее Рим реагировал на события быстро и остро: уже в 727г. папа Григорий II собрал собор,который дал ответ на указ Льва Исавра и подтвердил ортодоксальность иконопочитания.Папа отправил Патриарху Константинопольскому послание,которое затем было зачитано на VII Вселенском Соборе и сыграло важную роль.Его преемник - папа Григорий III на Римском Соборе 731г. постановил лишать причастия и отлучать от Церкви тех,кто будет осквернять или оскорблять святые иконы. * *Для западной ситуации иконоборческих времён показателен случай с марсельским епископом Серениусом,который приказал убрать иконы из храма под тем предлогом,что народ воздаёт им неправильное поклонение.На что папа Григорий I,хваля его за ревность в борьбе с язычеством,но предостеригая от осквернения святынь,писал,

leluseek
17.08.2010, 22:21
что иконы "выставляются в храмах,дабы неграмотные,смотря на стены,могли читать то,чего не могут читать в книгах". Но в целом христианский Запад не испытывал тех крайностей иконоборчества,с которыми пришлось столкнуться христианскому Востоку.Это имело свои положительные стороны - в самый разгар борьбы иконопочитателей и иконоборцев,когда государственная власть силой своего давления перетягивала чашу весов в пользу отрицающих иконы,нередко именно голос римского епископа звучал как единственный трезвый голос в Церкви,поданный в защиту ортодоксии.С другой стороны,иконоборчество на Востоке,как это ни странно,способствовало развитию богословия иконы,заставляя в этой борьбе оттачивать мысль,искать более веские аргументы,отчего само православие обретало всё большую глубину.На Запде же не было столь серьёзной необходимости защиты иконопочитания,поэтому и богословская мысль не спешила развиваться в этом направлении.

leluseek
17.08.2010, 22:39
Запад не выработал иммунитета против иконоборчества,а потому оказался беззащитным перед иконоборческими тенденциями протестантизма в Новое время.И вся средневековая история церковного искусства на Западе,в противоположность Востоку,воспринимаемая как движение от иконы к религиозной картине,есть ни что иное,как размывание и в конечном итоге - утрата иконного(богословско-символического) начала.В ХХ веке Запад мучительно возвращается к иконе. * *Но вернёмся к иконоборческим спорам VIII-IX вв.Первым актом иконоборчества было уничтожение по приказу императора иконы Спаса,висевший в Константинополе над воротами в императорский дворец.Видя эту кощунственную акцию,возмущённый народ растерзал чиновника,исполнявшего приказ.На это император ответил репрессиями.Борьба из сферы теоретической перешла в открытую войну. * Не прекратились и богословские баталии,ибо каждая сторона искала свои аргументы в этом споре.

leluseek
18.08.2010, 15:18
Иконоборческий собор,созванный в 754г.,декларирует в своих постонавлениях:"Нечестивое учреждение лжеимённых икон не имеет для себя оснований ни в Христовом,ни в апостольском учении,нет так же специальной молитвы,освещающей их,чтобы из обыкновенных предметов сделать их святыми; но они(т.е.иконы) постоянно остаются вещами обыкновенными,не имеющими никакого особенного значения,кроме того,какое сообщил иконописец (Деяния Вселенских соборов,т.VII,с.486)".Иконоборцы не отрицали искусство как таковое,не отрицали даже церковное искусство(отстаивая в основном декоративные принципы украшения храмов),но восставали против иконопочитания как молитвенного акта и против иконы как сокрального изображения.Правда,в среде иконоборцев были различные мнения по поводу того,что и как следует изображать на иконах и фресках,но в целом их аргументы сводились к тому,что в Писании сказано "Бога не видил никто никогда"(Ин. 1.18),

leluseek
18.08.2010, 15:33
а потому,по их мнению,единственной иконой Бога может быть только Евхаристия - Тело и Кровь Христовы.Эту точку зрения весьма пространно излагает император Константин Копроним в своём богословском трактате. * Аргументация иконопочитателей также опирается на евангельское откровение:"Бога не видел никто никогда..."(Ин.1.18),но вторая половина этого стиха,которую так упорно не замечали противники икон,для сторонников иконопочитания становится объяснением не только возможности изображать Бога(Христа),но и проясняет отношения образа и Прообраза,архитипа,изображения и изображаемого.В законченном виде это место из Евангелия звучит так:"Бога не видел никто никогда,Единородный Сын,сущий в недре Отчем,Он явил"(Ин.1,18).Таким образом,в тайне Воплощения Слова - Невидимый,Неизречённый,Непостижимый Бог становится близким и понятным,и это даёт основания для изображения Христа."Если ты узрел,что Бестелесный стал человеком ради тебя,тогда,конечно,

leluseek
18.08.2010, 16:29
ты можешь произвести Его человеческий образ.Если Невидимый,воплотившись,стал видимым,ты можешь изобразить подобие Того,Которого видели.Если прибывающий в Образе Божьем принял образ раба,низвёл себя к количеству и качеству и облёкся человеческим естеством,запечатлевай на дереве и предлагай Того,Кто стал видимым"(св.Иоанн Дамаскин). * *Иконоборцы исходили изначально из неправильного термина "икона",считая,что здесь неприменно подразумевается тождество образа и Прообраза,их единосущность.Но иконопочитатели настаивали на принципиальном различии их,поскольку различны уровни их бытия."Иное есть изображение,иное то,что изображается"(св.Иоанн Дамаскин)."Икона сходна с архитипом благодаря совершенству искусства подражания,сущностью же она от Первообраза отлична.И если бы ни в чём не отличалась от Первообраза,то это была бы не икона,а не что иное,как сам архитип"(патриарх Никифор).На этом основании Евхаристию невозможно считать иконой,

leluseek
18.08.2010, 16:43
ибо здесь наличиствует то самое тождество."Сие есть Тело ,сия есть Кровь Моя"- сказал Господь Иисус Христос.Он не сказал"это будет образом Тела и Крови",но "сие есть Тело,сия есть Кровь".Следовательно,мы и причащаемся Его естества.В молитвенном же созерцании иконы мы имеем общение с Первообразом,не смешивая цель и средство;видимое постигаем через невидимое,земное через небесное."Никто не будь столь безумен,чтобы истину и тень её,архитип и изображение его,причину и следствие мыслить по существу тождественными"(св.Фёдор Студит). * *Выступая против грубых форм почитания икон,граничащих с идолопоклонством,и одновременно отметая аргументы обвиняющие православных в магизме и материализации духовности,св.Иоанн Дамаскин писал:"Я не поклоняюсь веществу,но Творцу вещества,соделавшемуся веществом для меня,соблаговолившему вселиться в вещество и через посредство вещества соделавшемуся моим спасением".

leluseek
18.08.2010, 17:42
Св.Фёдор Студит прибавляет к этому следущее:"Оно(Божество)присутствует также в изображении Креста и других божественных предметов не поединству природы,т.к. эти предметы не плоть Божественная,но по относительному их Божественному причастию,т.к. они участвуют в благодати и чести".Другие богословы отмечали,что как мы чтим Библию,заключённому в ней,так мы почитаем в иконе не краски и доски,а Того,чей образ написан этими красками на этой доске.Честь,воздаваемая иконе,относится к Первообразу. * В 787г.в Никее был созван Собор в защиту иконопочитания,который вошёл в историю под названием VII Вселенского.В постановлениях собора даны чёткие определения православной позиции относительно икон и иконопочитания.Суть соборных решений следущая:"Мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания,утверждённые письменно и неписьменно.Одно из них заповеует делать письменные изображения,т.к. это согласно с историей Евангельской проповеди,

leluseek
18.08.2010, 18:13
служит подтверждением того,что Христос истенно,а не призрачно вочеловечился,и служит на пользу нам.На таком основании определяем,чтобы святые и честные иконы,точно также как и изображения честного животворящего креста,будут ли они сделаны из красок или мозаики или какого-нибудь другого вещества,только бы сделаны приличным образом,будут ли они находиться в церквах Божиих,на священных сосудах,или на стенах и на дощечках,или на домах,или на дорогах,а равно будут ли это иконы Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа или непорочной Владычицы нашей Богородицы или честных ангелов и всех святых и праведных мужей... Чем чаще при помощи икон они являются предметом нашего созерцания,тем больше взирающие на них возбуждаются к воспоминанию о самих первообразах; приобретают более любви к ним и получают побуждение воздавать им лобзание,почитание и поклонение,но никак не служение,которое по вере нашей приличествует только Божественному естеству..."

leluseek
18.08.2010, 18:33
(Цит.по кн.:С.Булгаков."Икона и иконопочитание".Париж,1931г.).Отцы Собора подчёркивали также:"Не изобретение живописцев производят иконы,а ненарушимый закон и предание Православной церкви;не живописец,а св.отцы изобретают и предписывают: им приналежит сочинение,живописцу же - только исполнение". * Любопытно,что в ответ на нападки иконоборцев,утверждавших,что иконы не должны почитаться в церквах именно потому,что нет специальной молитвы,освящающей иконы,отцы Собора пишут так:"Над многими такими предметами,которые мы называем святым,не читается священной молитвы,потому что они по самому имени полны святости и благодати".Практика освящения икон укоренилась в Церкви,видимо,довольно поздно. * *Деяния VII Вселенского Собора были подписаны представителями всех поместных церквей,в том числе и Римского Престола. * *VII Вселенский Собор состоялся в 787г,но понадобилось ещё более полувека,чтобы позиции иконопочитателей были закреплены.

leluseek
18.08.2010, 18:46
Окончательное подтверждение их на Константинопольском соборе 843г. поставило точку в долгой борьбе.Установленный на этом соборе праздник Торжества Православия был не просто признанием победы одной партии над другой,но свидетельством силы самого принципа ортодоксии.Иконопочитание явилось своего рода итогом догматического творичества Церкви,ибо богословие иконы вытекает непосредственно из христологии.Современный западный богослов Хр. фон Шеборн прослеживает ступени раскрытия тайны Боговоплощения в православной догматике."Христологические споры длились много веков.В течение всего этого времени Церковь непрестанно исповедовала тайну,открытую ей и запечатлённую в святом лике Иисуса Христа,единосущного Образа Отчего(Первый Никейский Собор),Слова,ставшего плотью без изменения(Ефесский Собор),истенного Бога и истенного Человека(Халкидонсикй Собор),единого во Святой Троице,пришедшего пострадать за нас(Второй Константинопольский Собор),

leluseek
18.08.2010, 18:53
Слово Божье,человеческие воля и действия Которого,в полном согласии с предначертанием Божиим,согласились на страдания до смерти(Третий Константинопольский Собор).Рассмотрев эти бурные века,эту страшную и мучительную борьбу вокруг истинного исповедания Христа,взгляд задерживается и останавливается на молчаливом и спокойном образе - иконе Христовой"(Л.Успенский."Богословие иконы православной Церкви."Париж,1989г.,с.112.).Таким образом,икона есть зримое завершение определённого этапа постижения Евангельского откровения.