PDA

Просмотр полной версии : Сектантство в Православии и Православие в сектантстве Архиепископ Иоанн ...


Афган
07.09.2010, 21:30
Сектантство в Православии и Православие в сектантстве Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской)(07.09.2010)

Ошибочнодумать, что все православные суть действительно не сектанты и что все сектантысуть действительно не православные. Не всякий православный по имени таков подуху, и не всякий сектант по имени таков по духу, и в настоящее время вособенности можно встретить «православного» — настоящего сектанта по духусвоему: фанатичного, нелюбовного, рационально узкого, упирающегося вчеловеческую точку , не алчущего, не жаждущего правды Божией, но пресыщенногогорделивой своей правдой, строго судящего человека с вершины этой своей мнимойправды — внешне догматически правой, но лишенной рождения в Духе. И, наоборот,можно встретить сектанта, явно не понимающего смысл православного служения Богув Духе и Истине, не признающего то или иное выражение церковной истины, но насамом деле таящего в себе много истинно Божьего, истинно любвеобильного воХристе, истинно братского к людям.

Афган
07.09.2010, 21:31
Иналичие таких смешений в христианском обществе не позволяет легкомысленноподойти к вопросу вероисповедных отношений. Сектанты грешат в непониманииПравославия, но и мы, православные, не следуем своему Православию, не понимаяих, сектантов, иногда удивительно пламенно и чисто устремленных к последованиюза Господом, к жизни в Нем, Едином.

Человеческийузкий, гордый, больной разум, не преображенный в Духе Божием, одинаковостремится к разделению и ищет повода к нему, кому бы он ни принадлежал этотразум — православному или сектанту.

Мы,православные, веруем, духовно видим, что имеем полноту человечески выраженнойистины. Но это совсем не значит, что мы уже следуем этой полноте истины и чтоэта полнота наполняет нас. Мы иногда имеем ее только на языке, или думаем, чтоона у нас в глазу должна заменить бревно духовной лености нашей. Но все этодалеко не так. Истину мы имеем, и полную, но жить в ней не хотим или не умеем,и просто часто не стремимся жить в ней, ибо она очень стеснительна для нашеговетхого человека. А погордиться, повеличаться своей православностью мы непрочь.

Афган
07.09.2010, 21:31
Средииновероисповедных христиан есть множество живущих в истине Православия — духомсвоим. Есть сектанты, которые горят духом и любовью к Богу и к ближним гораздоболее, чем иные православные, и вот этот дух горения любви к Богу и к человекуесть признак истинного жизненного Православия. Кто его не имеет среди православных,тот не истинно православный, и кто его имеет среди неправославных, тот истинноправославный. По-человечески он заблуждается, по-человечески он не понимаеттого или другого, не видит тот или иной цвет в природе мира (духовныйдальтонизм; не видит, например, смысла икон, общений со святыми, ушедшими изэтого мира), но по духу, по внутреннему человеку он — верный и истинный,нелицемерной любовью преданный Живому Богу Воплощенному, Господу Иисусу Христу— до смерти. Наличие таких подлинно православных христиан замечается как средиправославных по умоисповеданию, так и среди римо-католиков, также средипротестантов всех оттенков, к каковым оттенкам принадлежат и русские сектанты,сектаризировавшиеся, т. е. отделившиеся умом и опытом от догматического исповеданияЦеркви, отчасти из-за непонимания этого исповедания в Духе, отчасти из-задурных примеров осуществления этого исповедания в жизни. Всякому православномуясно, что православные по своему умоисповеданию люди часто являются не тольконе назиданием для общества, но прямым развращением этого общества.

Афган
07.09.2010, 21:31
Неговорим о примерах политиков, общественных деятелей: они касаются, конечно, и вбольшой степени и нас, духовенства, не всегда стоящего на духовной высотеПравославия, несмотря на ясное сознание истинности своей Церкви. А монастыри…сколько было глубокого неправославия, мирского, тленного духа подчас подсмиренной одеждой монаха. И все «легковесное», гнилое всплывало на поверхностьцерковной жизни и более бросалось в глаза, чем истинно смиренный, самоотреченныйтруд множества пастырей и иноков подлинного Православия, жизнью своею шедших заХристом и умиравших во Христе. Революция показала, обнажила слабый слойправославного русского священства, но она же подчеркнула мученическоеисповедничество православной жизни у большинства священников. Кто-то сказал,что наличие сектантства показывает религиозность народа. Можно сказать и так:наличие сектантства показывает православность народа, его горение духа, егостремление к идеалу, его жажду не внешней религии, но внутренней, жажду своегосердечного завета с Богом. И это по существу есть Православие. В наличиисектантства православный, а тем более священник, всегда более виноват, чемсектанты. Думать так — не является ли думать по-православному, беря на себявину и ответственность за отделившихся братьев. Иначе не будет Христовой правды— если не взять на себя вину. Человеческую правду сложно осуществить впризнании виновными сектантов, но Христова правда иная, «безумная» для мира,мудрая лишь — для Бога.

Афган
07.09.2010, 21:31
Ниспорами, ни диспутами, ни препирательствами, ни грубыми обличениями нельзяпоказать ту положительную силу Духа Божьего, который живет в Православии,который есть само Православие, этот Дух можно выявить лишь в безумномпо-человечески отречении от своих разумных прав и предоставлении Суда — Духу.

Вправославной апологетике надо, прежде всего, делать ясное и твердое ударение наразъяснении смысла вероучения и на показании этого вероучения в жизни.

Надоясно понять, что православие есть страшный огонь, как святые тайны. принимающихполноту православия этот огонь либо преобразит, либо сожжет. православиесоздало дух русского народа, но оно же и ввергло русский народ в огонь.православные опалены православием. они сделались недостойными причастникамисвятыни полноты веры. эта святыня не только живит, но и опаляет.

Афган
07.09.2010, 21:31
Сектантство— это не православное искание путей Православия. По немощи человека оносовершается не вглубь, а вбок, так сказать не в догмате, а около догмата.Догматическая (чистая) жизнь около догмата представляет собою, конечно, большееПравославие, чем недогматическая (блудная) жизнь в догмате. Это надо понять совсею ясностью, со всею определенностью Божьего Слова, прямо указывающего на этохотя бы в притче о двух сыновьях, из которых один сказал, что не исполнит волиотчей, но исполнил ее, а другой сказал, что исполнит, но не исполнил.Исповедание православного Символа веры есть запечатление Евангелия. Символдолжен совершаться в жизни, стать реальностью. У одного человека он совершенноне реален в жизни, хотя этот человек произносит его каждый день на молитве; удругого вера является в жизни любви его ко Господу Иисусу Христу, к ОтцуНебесному и Духу Святому, и она отражается на лице его, на словах и всехпоступках. Кто же ближе к Царствию Божию? Ответ ясен. Конечно, второй,неправославный по имени, но православный по духу и истине, наученный самимДухом.

Афган
07.09.2010, 21:31
Православныепо самоисповеданию, по самоутверждению должны понять, что Православие этоотнюдь не привилегия и не повод к осуждению других, и не гордость. Православие,наоборот, есть смирение, есть исповедание полноты Истины, как правды, так илюбви. Православие должно побеждать только сиянием своим, как Сам Господь, аотнюдь не пушкой — стальной или словесной, все равно. Православие не сияет вправославном обществе, в том, которое гордится своим Православием. Оно сияет втом, кто смирен в своем Православии, кто чистоту веры понимает не разумомтолько маленьким своим, но духом, всей жизнью.

КрасотаПравославия дана для спасения людей, а православные ее стали обращать дляосуждения, для погубления людей. Можно сказать, что нет на земле совершенноправославных людей, но что частично православны и сами так называемыеправославные и те, кто не считает себя в православии, но считает во ХристовойЦеркви и жизнью живет во Христе. Православие — солнечный свет, лежащий наземле. Светит для всех, но не все освещаются им, ибо кто в подвале, кто закрылсвои окна, кто закрыл свои глаза…

Афган
07.09.2010, 21:32
Ноневольно возникает вопрос: не есть ли эти мысли, хотя бы в самой малой мере,отказ от чистоты православной веры, от той чистоты, ради которой столько былопролито крови и ревности святыми отцами?

Онет, это не только не отказ от чистоты православности, но это есть защита иисповедание именно ее.

Возьмемдля примера почитание святых, молитвы к ним. Сектант — неразумно, не по духу —отрицает эту ветвь жизни духа. Мы утверждаем ее духовную реальность во Христе.Может ли спастись человек, не признающий этой реальности? Страшный вопрос. То,что должно служить помощью в спасении, одним из средств его, можно считатьпредлогом для осуждения кого бы то ни было, кто отказался от этой помощи,выбрал другое средство?

Афган
07.09.2010, 21:32
Чтосвятые ищут — прославления себя, или Бога? Конечно, Бога. И всякое истинноепрославление святых есть прежде всего — прославление Бога: «Дивен Бог во святыхСвоих…» Значит, если мы прославляем «прямо» Бога и прославляем действительно,нелицемерно,— святые и ангелы, конечно, ликуют, радуются, духовно лобзаюттакого прославляющего. Наоборот, если человек поет величание и акафисты святым,а в жизни своей не имеет любви к их духу — духу Христовой чистоты и правды, илюбви, не является ли этот человек более поругателем святых, чем прославителемих? Благодаря ему, может быть, многие перестали прославлять святых,соблазнившись такими результатами его прославлений… О, сколь косно и грубоплотское мудрование человеческое, как распинается чистейший Дух Господень влюдях!

Афган
07.09.2010, 21:32
УстановленияПравославной Церкви суть школа духа, самая удобная, если проходится в духе. Всев Православной Церкви должно оживлять и одухотворять. Вина человека, если оноземляется. Мы, православные пастыри,— учители во Христе. Учитель Един —Господь Иисус Христос, и никто — вне Его — не может быть учителем. Мы учимлишь, как повиноваться Единому Учителю, Мы не во имя свое, но во имя Христовоучителя. Но вот мы видим, что кто-то выучился быть учеником Христовым без нас.Что же? Будем ли мы против него восставать, как хотели апостолы восстать противтех, кто «не ходит с ними» (Лк 9,49), но получили достойную отповедь Учителя, годнуюи для нас, православных пастырей.

Мырадоваться должны, что человек силою Всемогущего Духа, который «дышет, гдехочет», чудесно преобразил свою жизнь и приносит Богу плод. Нам не ясен путьДуха в этом человеке? Но разве мы поставлены судить о путях Духа, если плодыДуха ясны нашим глазам? От плодов велено знавать. Плоды же ясно определены уапостола (1 Кор 13, 4-8).

Афган
07.09.2010, 21:32
Непрощаемгрех один только — против Св. Духа, против любви к Нему. Любящий неправду,восхваляющий грех, наслаждающийся злобой, повинен в этом грехе, но никак неумственно признающий или умственно непризнающий, т. е. видящий душою илиневидящий душою — той или иной истины. Если я духовный дальтоник не вижу тогоили иного цвета в природе духовного мира, но остальные цвета вижу так же, как видятвсе, неужели я отверженный? Я скорее должен быть предметом особых попечений,особого сострадания. Сектант, который верует в Пресвятую Троицу, внеобходимость духовного рождения, в необходимость сознательного отношения ккрещению, в необходимость верующим не стыдиться веры своей среди равнодушных,но исповедовать ее перед всеми, верует каждому слову Священного Писания и изревности по этой вере считает лишним все иные проявления откровений ДухаСвятого в Церкви за 1900 лет (откровений, кои не противоречат, но разъясняютскрытое в Евангелии) — этот сектант неужели должен быть злобно гоним нами,православными? В чем же тогда будет наше Православие?

Афган
07.09.2010, 21:32
Ноне только сектантов, этих братьев наших по вере в Единого Спасителя иИскупителя мира, мы не должны злобно, раздражительно и грубо гнать и осуждать.Мы никого из людей не смеем злобно или раздражительно осуждать. Мы можемзаметить ошибку, слабость, если сами чисты, но соболезнующе. Немилосердно мыдолжны только изгонять грубый дух мира сего из своего сердца. И тогда нашеПравославие засияет. Ибо средство немыслимо оправдать целью. Нельзя Православиезащищать по-язычески или по-иудейски. Чистота Евангельского Духа — ПравославиеСвятое — должна защищаться евангельски, бесстрастно, мудро, с великою любовью ктой душе, за которую пролита Богочеловеческая кровь.

Кидатькамни очень легко. И ветхий наш человек только ищет дозволенных предлогов длякамня. Предлог ревности по вере — самый удобный. Защищается великая святыня —чистота веры и духа! Именно здесь, у защиты святыни должен человек облечься всвятыню, подпоясать свои чресла постом и милостынею духа. В этом и будетправославие его жизни.

Афган
07.09.2010, 21:32
Надооткрыто признать тот несомненный факт, что среди всех исповеданий веры вистинное Боговоплощение, на земле совершившееся в Господе Иисусе Христе, Альфеи Омеге спасения, среди всех призывающих Его Святое Имя — есть духовнорожденные люди. И среди православных, и среди римо-католиков, и средипротестантов разных направлений и оттенков. Обратный факт таков, что среди ипервых, и вторых, и третьих есть люди, не родившиеся духом во Христе, невозненавидевшие зла, не возлюбившие Бога всем сердцем, всем помышлением.

Всете, коих Православная Церковь принимает без крещения, все те суть христиане —братья православных во Христе, и отношение к ним должно быть особенно братское,любовное. Говорим, особое, ибо братское отношение должно быть у человека ковсем людям. Как может православный обратить кого-либо к вере, если не будет унего для этого человека любви? Как узнает этот человек ту веру любви, если неувидит любви у тех, кто ее проповедует?

Гордостьмерзка пред Богом, и мы, православные, вразумляемся сейчас не только за грехисвоей плоти, но и за грехи своего духа. «Ты говоришь: я богат… (читай:православен! — А.И.),— а ты жалок и нищ, и слеп, и наг» (откр 3, 17),— говоритГосподь гордящемуся нелюбовному православному человеку.

Афган
07.09.2010, 21:33
Придетли то благословенное время, когда засияет подлинное Православие в тех, ктоносит Его имя?! Засияет кротость, милостивость, чистота, любовь нелицемерная оХристе к каждому человеку, к каждой твари. В наши дни сияет вера православная вмученичестве русских людей. Но и в некоторых сектантах — мучениках иисповедниках, как и в католиках, изгоняемых и мучимых за веру Христову,—прославилось Православие, истинное, нелицемерное, гораздо более чистое исвятое, чем в тысячах теплохладных, боязливых, имеющих только имя, «будтоживых» (Откр 3, 1), но на самом деле мертвых последователей нашего чистогодогматического учения.

Афган
07.09.2010, 21:33
НашеПравославие здесь лишь отблеск, лишь отзвук Православия небесного, его вечнойистины, вечных совершенств. Догматически оно чисто отражается в ученииПравославной Церкви, но оно есть дух и жизнь и имеет плодом своим — толькожизнь. Православие есть добрый плод, и о дереве надо судить только по плодам,по результатам его цветения. Пусть цвет некрасив, пусть листья колючи и сухи,пусть дерево низкоросло и неказисто, пусть даже поломано… Но если плод сладкий,чистый и питательный — то дерево православно в плодоносности своей. И,наоборот, пусть пышны цветы и листья, пусть огромно и чудно дерево, но еслиплод несъедобно горек, ядовит или ничтожен, то ничто не явит истину Православияэтого на вид выделяющегося дерева. И жалко будет оно, если само станет выделятьсебя и превозноситься над другими деревьями.

Афган
07.09.2010, 21:33
Нов чем практически состоит дух сектантства, против которого надо вооружатьсямолитвою и трезвением? Дух этот есть дух душевной (не духовной) ревности. Это —рационализация веры, блюдение чистоты веры и потеря глубины. Это ущерб любви.
Некоторыеправославные по-сектантски защищают свое православие, орудуя текстами писанияили канонами, как палками, браня сектантов, или своих же православных (примерыдревних и новых расколов), защищая веру свою без надежды на Бога, без любви кчеловеку. И наоборот, в некоторых сектантах проявляется православный дух вотношении того или иного вопроса. Например, в отношении непонимания общения снебесною церковью (святыми) все сектанты будут «не признавать» этого общения, ине желая приобщаться к его опыту духа, горделиво отвергать это общение, но одинсектант будет обличать православных за их «идолопоклонство», другой — «отдастсуд Богу», и лишь кротко помолится о просвещении братьев православных светомистины.
Итот, и другой будут вне опыта православного общения с небесной церковью, ноодин будет неправославно настроен (первый), другой — православно, и несмотря насвое неправославное исповедание веры, может быть, окажется пред богом болееправославным, чем иной православный, общающийся со святыми чисто внешне —обрядно, но не поступающий в жизни по заповедям евангельским, не стремящийсясердцем к духу святых.

Афган
07.09.2010, 21:33
Всеповинны. «Нет праведного ни одного» (Рим 3, 10) — это надо понять. И неосуждать друг друга, но помогать друг другу, учиться правде друг у друга.Сколько перегородок тогда падет!

Еслибы Господь ограничил себя теми законами спасения, которые понятны нашемучеловеческому уму, нам бы всем пришлось погибнуть. К безмерному счастьючеловеческому — это не так. Законы спасения божьего шире наших пониманий,вернее сказать — глубже. Ибо Спаситель — Господь, а мы — люди, тварь ничтожнаяи окаянная пред Богом. И «вся наша праведность — как запачканная одежда»(Ис.64,6)… Вся православность наша действительно «как запачканная одежда»… исознание этого только выявляет, только подчеркивает безмерную истину, глубину ивеличие православия.

Автор:АрхиепископИоанн Сан-Францисский (Шаховской) - Mon, 19 Jan 2009, 09:41
АрхиепископИоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. Собрание сочинений в двух томах.Том 1. Издательство братства во имя святого князя Александра Невского. 1999
***********.pravmir.ru/article_3687.htm
Архиепископ Иоанн (в миру князьДмитрий Алексеевич Шаховской; 23 августа 1902, Москва — 30 мая 1989,Санта-Барбара, Калифорния, США) — архиепископ Сан-Францисский иЗападно-Американский в юрисдикции Православной церкви в Америке, проповедник,писатель, поэт.

Валенок
09.09.2010, 11:37
<span class="Apple-style-span" style="font-family: Arial, sans-serif; font-size: 13px; color: rgb(64, 64, 64); -webkit-border-horizontal-spacing: 2px; -webkit-border-vertical-spacing: 2px; ">"Вся православность наша действительно "как запачканная одежда"... И сознание этого только выявляет, только подчеркивает безмерную истину, глубину и величие православия." Сильно сказано!

nanopipka
10.09.2010, 10:27
Спасибо автору за откровенность,потому что это честность по отношению к себе\православию\,окружающим и Богу.,в том ,какие на самом деле. * Лук 18;13,14 *Пр 28;13. *Верующие разных конфес.включают защитные механизмы и чувства--это рациональное объяснение,обвинение,отрицание,превосходство.Все это удаляет от истины и воздвигает стены между верующими.,и ранит сердце самого Бога.Ибо мы все ,принявшие Христа,являемся Его Телом.Каково же положение нашего сердце по отношению к Господу и к ближнему своему?Ищем ли мы мира и покрываем всех любовью,как хочетОн.Все мы когда нибудь предстаним перед Ним.и будем в ответе за наши слова,дела и мысли.Отец будет смотреть на нас ,через призму Христа.\cколько в нас Христа,любви к Богу и к ближнему своему\.Так будем заглядывать в себя ,какие мы на самом деле,честно признавая свои ошибки и исправляя ,,чтобы не потерять и не растратить благодать,данную нам Господом.